— После войны 1948 года Ваша жизнь в Иерусалиме была связана с Вифанской школой, с Гефсиманией и ее игуменией матерью Марией. Тогда обитель и школа переживали свой «золотой век», о котором сохранилось очень мало письменных воспоминаний, и сегодня Вы— один из немногих свидетелей той легендарной эпохи…— Отец привел меня в Вифанскую школу в 1945 году 6-летней девочкой. Очень быстро я освоилась там и была, как рыба в воде. Встретили меня мать Марфа (Спрот)
[4], начальница школы, Анна Васильевна Голенищева-Кутузова, Ирина Николаевна, старшая учительница, арабка из Дамаска, воспитанница русской школы в Бейт-Джале
[5], очень строгая, но замечательная. В первый день, гуляя по залам школы, я наткнулась на целый ряд стоящих, мне непонятных ламп с мешочками. Я решила проверить, что это за мешочки. Тронула пальцем один, а он вдруг распался. Ну, надо было проверить и другие, и так до последнего… Вечер наступил. Ирина Николаевна подходит к столу, на котором стоят лампы, зажигает спичку, смотрит, а фитильков и нет. Весь ряд ламп— без фитильков! Начала она искать виновников, а дети ей говорят: «Это сделала новенькая!». А Ирина Николаевна на них: «Дети, как вы смеете с первого же дня уже так клеветать на бедную, невинную новую девочку!». С немалым трудом мне удалось уверить Ирину Николаевну в том, что этот ужасный разрушитель действительно я!
Гефсимания, надо сказать, была удивительным островком. Там вокруг матери Марии и матери Марфы собралась русская верующая аристократия. Две эти англиканские сестры-миссионерки когда-то служили в Индии, а оттуда приехали в Иерусалим, где Божиим промыслом встретили митрополита Анастасия (Грибановского)
[6]. Культурнейший человек, владевший многими языками, он на них произвел такое сильное впечатление, что они в 1933 году приняли Православие. Мать Марфа, прямой потомок шотландской королевы Марии Стюарт, на средства, полученные по наследству, обновила вифанские заброшенные и обветшавшие постройки (ведь приток паломников из России после революции прекратился!), возобновила корпуса и построила новое здание школы.
Попав в Вифанскую школу, я еще не умела читать по-русски. Поэтому меня посылали к монахине Сергии (Цветковой). Я приходила к ней на отдельный урок, и она мне говорила: «Ну, Лизочка, будем читать?». А я решительно: «Нет! Сперва расскажите мне сказку!».
Меня сразу под свое попечительство приняли Катя Роменская (мне было 6 лет, а ей — 12) и арабская девочка Юлия (впоследствии игумения Елеонского монастыря). Тогда ей было 15 лет. Обе — послушницы. Вот вдвоем они решили мне сделать духовное испытание… В нашей церкви лежал огромный ковер. Он был весь в крестчатом узоре. Две мои духовные попечительницы затеяли испытать мою веру и говорят мне: «Если ты поистине православная, ты должна поцеловать каждый крестик на этом ковре». Не успели они договорить, как я бросилась на колени целовать каждый крест ковра, пока они стояли надо мной и заливались хохотом, но это меня нисколько не смутило. Но им обеим здорово попало от монахини Сергии (Цветковой), когда они ей признались в своем «духовном наставничестве».
— Для кого создавалась Вифанская школа?— Мать Мария хотела построить школу для арабского населения, и, конечно, среди воспитанниц было много арабских девочек-христианок. Мусульманки составляли исключение. Это были дети из хороших семей, отданные в Вифанию из-за высокого уровня христианского образования. Преподавание в школе велось по английским программам на английском, русском и арабском языках.
— При этом религиозный уклон у школы все-таки был?— Да. Преподавался Закон Божий. Мы с детства хорошо знали Библию. Богословие вела Валерия Константиновна Хёке
[7]. Также мы проходили историю Церкви, святых отцов, Вселенские Соборы. Архимандрит Антоний (Синкевич) проводил беседы в старших классах. Утром и вечером мы посещали службы в нашей часовне. Утренние и вечерние молитвы читали каждый Божий день. По субботам служилась Литургия в Вифании, а в воскресенье мы шли на Литургию в Гефсиманию. Так что атмосфера была церковная, религиозная.
— Кто преподавал в школе?— Школой занимались удивительно образованные и культурные люди. Анна Васильевна Голенищева-Кутузова, математик, вместе с тем и филолог, «ходячая энциклопедия» и очень верующий человек. Она получила образование до революции в Германии, говорила на четырех языках. В смысле религиозности она больше других повлияла на меня. Своим подлинным смирением она учила меня быть простой в жизни.
Были среди учителей и арабки: выпускницы русских школ, основанных для арабов Палестины, например, в Бейт-Джале архимандритом Антонином (Капустиным)
[8], среди них — замечательная Ирина Николаевна, о которой я уже рассказывала. Они отлично говорили по-русски. Были и англичанки, и это придавало школе свой колорит. Сестра Ульрика, протестантка, происходила из аристократии Датского королевства… Все было очень интернационально.
Вифания— это моя колыбель, подготовка к жизни. Если бы у меня такого основания в жизни не было, то я иногда думаю, мне было бы труднее выстоять в бурях мирских.