Примечания
↑11 Бесценное свидетельство подвига русских паломников содержится в книге английского писателя Стивена Грэма, вышедшей в Лондоне в 1916 году под названием With the Russian Pilgrims to Jerusalem («С русскими паломниками в Иерусалим»). Грэм присоединился к одному из русских паломнических караванов и, растворившись в среде паломников, совершил с ними путь от Константинополя до Палестины, посетив вместе с ними святые места и затем проводив их обратно до Одессы. «Путешествие русских крестьян в Иерусалим, пишет Грэм, — наиболее замечательное явление в современной русской жизни. Его история есть великий национальный эпос. …Что бы ни случилось со мной во время моего дальнейшего странствования по миру, я ни мало не сомневаюсь в том, что даже когда я буду стар и сед, я буду оглядываться на него, как на нечто наиболее удивительное, что я встречал на своем пути, как на совершенно исключительное шествие, в каком я когда-либо принимал участие. …Это было желание сердца, гений искания, который научил меня искать Иерусалим через Россию
↑22. Михаил Нуайме. Мои семьдесят лет. (Пер. с арабского С.М. Бациевой), Москва, 1980 г. с. 117-118.
↑33 Члены Миссии прибыли в Иерусалим 17 февраля 1848 г. В ее состав входили архимандрит Порфирий (Успенский), будущий епископ и затворник Феофан и два студента, окончивших Петербургскую Духовную семинарию
↑44 К.Н. Юзбашян. Исторический сборник. № 6, 2000 г. С-Пб. С. 11
↑55 Н.Н. Лисовой, Русское духовное присутствие в Святой Земле в XIX — XX в. на сайте РУССКОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ. Ru с. 8
↑66 Общество получило высочайшее утверждение в мае 1882 г. Через несколько лет в титуле появилось еще одно обозначение: Императорское. С 1918 г. оно стало называться Российским Палестинским обществом и входило в состав Академии наук. В 1992 г. историческое название было восстановлено, и оно вновь стало значится как Императорское НПО. За пределами России ППО никогда не прекращало своей деятельности
↑77 В марте 1917 г. она сложила с себя полномочия «в связи с произошедшими политическими изменениями». Олег Пересыпкин», Православное палестинское общество вновь становится императорским, Независимая газета, 4 февраля 1993 г.
↑88 § 1 устава ППО гласил: «Православное Палестинское общество учреждается с исключительно ученою и благотворительною целями, для достижения которых ему предоставляется:
а) собирать, разрабатывать и распространять в России сведения о святых местах Востока;
б) оказывать пособие православным паломникам этих мест;
в) учреждать школы, больницы и странноприимные дома, а также оказывать материальное пособие местным жителям, церквам, монастырям и духовенству».
К.Н. Юзбашян. Палестинское общество: страницы истории. Исторический сборник. № б, 2000 г. С-Пб. С. 10
↑99 «Мысль о создании общества возникла у В. Н. Хитрово в 1876 г., когда он в качестве паломника впервые посетил Палестину. Побудительными причинами были глубокая личная вера и по-своему понятые государственные интересы России на Ближнем Востоке. Проект В. Н. Хитрово об учреждении частного общества (Духовная миссия, Палестинский комитет, Палестинская комиссия были учреждениями официальными) казался окружавшим лишенным реальности. […] До самой смерти в 1903 г. он был секретарем общества и вел свое детище по им же самим разработанной программе. В. Н. Хитрово опубликовал множество статей и заметок по палестиноведению и по вопросам, связанным с деятельностью общества». К.Н. Юзбашян. Палестинское общество: старницы истории. Исторический сборник. № 6, 2000 г. С-Пб. С. 9, 11
↑1010 GeorgSeide, Monasteries and Convents of the Russian Orthodox Church Abroad: An Historical Review, Munich, 1990, pp. 69-70. Среди наиболее видных владений Миссии назовем следующие:
Монастырь на Елеонской Горе с храмом Вознесения, буквально в нескольких шагах от места Вознесения Господа;
Монастырь на вершине горы в Айн-Кареме (который по древнейшим преданиям отождествляется с Горним градом Иудовым, где родился Иоанн Предтеча);
Храм, апельсиновая роща и фруктовые сады в Яффе — на месте дома и гробницы прав. Тавифы (Деян. 9: 36-41);
Часовня и скит в Уади Фаран у Мертвого моря,
Монастырь св. Марии Магдалины в Гефсиманском саду,
Фруктовые сады близ Иерихона,
Участок у берега реки Иордан,
Монастырь и церкви в Хевроне, у Дуба Мамврийского (Быт. 18: 1-2);
Каменный порог Судных Врат в Иерусалиме, через которые Господь взошел на Голгофу. Это место известно теперь под названием «Русские раскопки» или «Александровское подворье»
↑1111 Мандат — это составная часть системы, созданной Лигой Наций, согласно которой народы, «которые еще не способны существовать самостоятельно», должны находиться под управлением «передовых государств». Со временем такое государство-мандаторий, к которым относились, в основном, державы Антанты, передаст свои полномочия местному населению.
В истории Палестины мандат охватывает период 1920 -1948 гг., причем с 1922 г. из этой подмандатной территории было исключено Заиорданье (Трансиордания). Давид Мендельсон, Британский мандат, Иерусалим, 1997, с. 1
↑1212 Walter Zander, Israel and the Holy Places of Christendom, New York 1971, p. 62-63
↑1313 Архиеп.Никон Рклицкий, Жизнеописание блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. Т. 5. Нью-Йорк. 1959. Стр 17-18
↑1414 Архиепископ Аполинарий (в миру Андрей Васильевич Кошевой) родился в Полтавской губернии, окончил Полтавскую Духовную Семинарию,миссионерские курсы и Киевскую Духовную Академию. В 1917 г. был хиротонисан во Епископа Рыльского, викария Курской Епархии, а в 1919 г. был поставлен во главе новой самостоятельной Белгородской Епархии. В 1924 г., по просьбе митрополита Платона Архиерейским Синодом РПЦЗ был назначен викарием Северо-Американской Епархии с титулом Виннипегским (Канада). Большим испытанием для еп. Аполинария было отпадение митр. Платона от РПЦЗ и учиненный им в 1926 г. раскол. 31 марта 1927 г. он Архиерейским Собором был назначен временно управляющим Северо-Американской и Канадской Епархией. Скончался 19 июня 1933 г. в возрасте 59 лет. 6 апреля 1965 г. состоялось перенесение останков архип. Аполинария, с городского кладбища в Нью-Йорке в склеп за алтарем Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, шт. Нью-Йорк. Православная Русь № 22 1974, с. 10-11
↑1515 В 1924 году, по просьбе митр. Платона (Рождественского) Архиерейский Синод РПЗЦ назначил архиеп. Аполинария викарием Северо-Американской Епархии. Святой Елеон. The Mount of Olives Convent. 1886-1986. Иерусалим, 1986. С. 54
↑1616 Блаженнейший митрополит Анастасий — второй Первоиерарх РПЦЗ, в миру Александр Алексеевич Грибановский, родился 6 августа 1873 г., в селе Братках, Борисоглебского уезда Тамбовской губернии, где его дед по матери, а потом отец, были священниками.
По окончании Тамбовского Духовного Училища и Семинарии, он был послан в Московскую Духовную Академию, ректором которой был в то время архим. Антоний (Храповицкий), впоследствии — митр. Киевский и Галицкий, и затем в изгнании — Председатель Архиерейского Синода РПЦЗ.
По окончании курса Духовной Академии, в апреле 1898 г., Грибановский был пострижен в монашество с именем Анастасия, вскоре посвящен во иеродиакона и во иеромонаха. В августе того же года он был приглашен на должность помощника инспектора Московской Духовной Академии.
В 1900 году иером. Анастасий был назначен инспектором Вифанской Духовной Семинарии, близ Троице-Сергиевой Лавры, а в июле 1901 года возведен в сан архимандрита.
После пяти лет службы в Московской семинарии архимандрит Анастасий был хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии.
В мае 1914г. был назначен на кафедру епископа Холмского и Люблинского. В конце 1915 г. он был перемещен на Кишинёвскую кафедру, а в 1916г. был возведён в сан архиепископа.
В августе 1917 г. он выехал из Бессарабии в Москву на созванный тогда Всероссийский Поместный Собор. Архиепископ Анастасий оказался в числе кандидатов в патриархи, получив 77 голосов из общего числа 309. В 1918 г., после реорганизации Высшего Церковного Управления архиепископ Анастасий был избран членом Священного Синода и одновременно Высшего Церковного Совета. В октябре 1918 г., выехал из Москвы в Одессу в надежде восстановить прерванные отношения с Бессарабией.
В связи с угрожающим положением на юге России архиепископ Анастасий в 1919г. должен был выехать из Одессы в Константинополь. Возвратившись на короткое время в Россию, он вошел в сношение с Высшим Церковным Управлением, возглавляемым митр. Антонием, исполнял некоторые его поручения и в 1920 г. снова выехал через Одессу в Константинополь, где ему было поручено управление православными русскими общинами Константинопольского округа. Здесь он возглавил Русский Комитет и развил там среди русских беженцев, число которых насчитывалось до 175 000, многостороннюю пастырскую деятельность.
В ноябре 1921 г. принял участие в состоявшемся в Сремских Карловцах Первом Всезаграничном Церковном Соборе.
В 1935 г. возведён в сан митрополита и оставлен на постоянное пребывание в Сремских Карловцах в качестве помощника находившегося в болезненном состоянии митрополита Антония.
Когда 28 июля 1936 г. митр. Антоний скончался и митр. Анастасий единодушно был избран на пост председателя Архиерейского Синода и Собора РПЦЗ.
В августе 1938 г., под его председательством, был созван Второй Всезарубежный Церковный Собор из епископов, клира и мирян.
Вскоре после оккупации Югославии германскими войсками чины гестапо произвели в покоях митр. Анастасия обыск, а затем изъяли делопроизводство Архиерейского Синода. Несколько позже они сделали попытку использовать в своих целях авторитет архипастыря — предложили обратиться к русскому народу с призывом — оказать содействие немцам в их походе против большевиков. Митрополит отклонил это предложение, считая, что цели немецкой политики в отношении России сомнительны.
В сентябре 1944 г., когда советские войска уже приближались к Белграду, главная масса русских обитателей его устремилась в Вену. Туда же эвакуировался вместе со всем составом Архиерейского Синода и его канцелярией и митр. Анастасий.
Из Вены митрополит со всем Синодом переехал сначала в Карлсбад, а затем, уже по окончании войны, летом 1945 г. — в Мюнхен, который на время сделался крупным центром русской церковной и общественной жизни.
В США митр. Анастасий переехал 23 ноября 1950 г. На Архиерейском Соборе 27 мая 1964 г. новым Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви был избран Брисбенский епископ Филарет (Вознесенский), а митрополит Анастасий ушел на покой.
Митр. Анастасий скончался 22 мая 1965 г. Похоронен в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле, в штате Нью-Йорк
↑1717 Архиеп,Никон (Рклицкий), «Жизнеописание блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого». Т. 5. Нью-Йорк. 1959. Стр 17-18
↑1818 В начале XX века, православные арабы начали кампанию за участие арабов в управлении дел Патриархии, каковое управление находилось целиком в руках греков. В декабре 1908 г. вопрос настолько заострился, что чуть не привел к открытому возмущению. Патриарх Дамиан, со своей стороны, склонен был удовлетворить законные права, но не мог этого сделать, встречая оппозицию в среде своего Синода и Патриархов Константинополя и Александрии. В связи с внутренними брожениями, по окончании 1-й Мировой войны, Патриарх оказался один, без епископов: некоторые из них отказались ему подчиниться». Прот. Александр Трубников. Ближний Восток — Колыбель Православия, Мадрид, 1964. 155-156
↑1919 Архиеп. Никон (Рклицкий), «Жизнеописание блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого». Т. 5. Нью-Йорк. 1959. С. 18
↑2020 Н. Тальберг. «Святая Русь на Святой Земле», «Православная Русь» № 14, 1958, с. 6
↑2121 «…В случае если Высшее Церковное Управление во главе со Святейшим Патриархом почему-либо прекратит свою церковно-административную деятельность, епархиальный архиерей немеделенно входит в сношения с архиереями соседних епархий на предмет организации Высшей Церковной Власти для нескольких епархий, находящихся в одинаковых условиях…». Акты Святейшего Птариарха Тихона, Москва, 1994, стр.169
↑2222 Родился 17 марта 1863 г. Сын помещика Новгородской губернии. Окончил Петербургскую Духовную Академию и в том же году постригся в монашество (1885). Ректор Московской Духовной Академии (1890-1894). Ректор Казанской Духовной Академии (1894-1900). Хиротонисан во епископа 7 сентября 1897 г. Епископ Уфимский (1900-1902), Волынский (1902-1914), архиепископ Харьковский (1914-1917). Митрополит Киевский и Галицкий (1917). Один из трех кандидатов на избрание в Патриархи на Соборе 1917-1918 г. Покинул Россию в 1920 г. Возглавлял Русскую Зарубежную Церковь (Синодальную) (1921-1936). Скончался 28 июля (10 августа) 1936 г. в Белграде. Десятитомная биография митрополита Антония составлена архиеписком Никоном (Рклицким) (Нью-Йорк, 1956-1963).
↑2323 Архиеп. Никон (Рклщкий).
Жизнеописание блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. Т. 10. Нью-Йорк. 1963. С. 35
↑2424 Примечательно, что, недовольная выступлениями митр. Антония против так называемых церковных «реформ», Константинопольская Патриархия не хотела допустить путешествия владыки Антония на Восток. 8 мая 1924 года владыка Антоний получил на Афоне от Константинопольского патриарха письмо, в котором было указано, что без согласия и разрешения Констанинопольского патриарха владыка Антоний не может оставить Афон. Владыка Антоний ответил патриарху письмом, в котором сообщил об обстоятельствах, при которых он прибыл на Афон, и просил его разрешения выехать в Палестину. Конечно, такая просьба со стороны владыки Антония, была только актом вежловости, Константинопольский патриарх не мог ни разрешить, ни воспретить путешествий владыки Антония, и он, не получив никакого ответа от патриарха, выехал из Афона, известив патриарха о своем отъезде ввиду того, что срок его виза истекает 14/27 июля. Архиепископ Никон (Рклщкий). Жизнеописание блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого». Т. VII. Нью-Йорк. 1961. С.41
↑2525 Архиепископ Никон (Рклицкий). Жизнеописание блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. Нью-Йорк. Т. VII, 1961 г. стр. 44
↑2626 Там же, стр. 47
↑2727 Путешествия в Святую Землю, Москва, 1994, с. 234-237
↑2828 В письме митр. Антонию архиеп. Анастасий писал: «Событие, которого Вы ожидали с таким же волнением, как и мы, по милости Божией, совершилось. Церковь в Хевроне освящена Святейшим Дамианом, Патриархом Иерусалимским, в назначенный день, т. е. 18/31 мая — в воскресенье св. Отец. […] Фанатические прежде хевронцы были даже в церкви во время богослужения, живо интересуясь ходом последнего. Немногие тамошние христиане, удаленные до сих пор на 40 верст от храма, говорили, что, наконец, и они почувствовали себя подлинно христианами. Русская наша паства ликовала кажется, так же, как Давид при перенесении ковчега завета. Большое удовлетворение испытывал и Блаженнейший Патриарх от сознания сделанного им столь важного дела не только для Русской Церкви, но и для Православной вообще. […] Признаюсь я редко так живо ощущал благодать освящения дома Божия; прежде казавшийся несколько холодным, храм сразу одухотворился и благоухал святыней».
Архиепископ Никон (Рклщкий). Жизнеописание блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого, Нью-Йорк, Т. VII, 1961 г. С. 46-47.
В 1997 г. участок в Хевроне, с собором Св. Троицы, был чинами службы безопасности Палестинской автономии отнят у РПЦЗ и передан МП
↑2929 Цит. По статье Н. Тальберга «Святая Русь на Святой Земле», «Православная Русь» № 13,1958, с. 14
↑3030 А.В. Псарев, «Владение Русской Зарубежной Церковью дореволюционным церковным имуществом: исторический и моральный аспект», Православная Русь, № 18 2000, стр. 9-10
↑3131 Н. Лисовой, Русское духовное присутствие в Святой Земле в XIX — XX в. на сайте РУССКОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ. Ru с. 11 -12
↑3232 «…В 1935 г. НКИД CCQP направил полпреду СССР в Италии Б.Е. Штейну «доверенность» Палестинского общества и протокол его заседания с правом отказаться от церкви, странноприимного дома и другого имущества в г. Бари, что и было сделано в июле 1937 г. В 1964 году советское правительство продало российские земельные владения, среди которых часть принадлежала ИППО, Израилю за 4 млн. долларов». Олег Пересылкин. Православное палестинское общество вновь становится императорским. Независимая газета, 4 февраля 1993
↑3333 Н. Тальберг, «Святая Русь на Святой Земле», «Православная Русь» № 13, 1958, с. 14
↑3434 Georg Seide. Monasteries & Convents of the Russian Orthodox Church Abroad.^ An Historical Review. Munich, 1990. pp. 77-78.
Описание Вифанской школы этого периода см. в журнале «Святая Земля», выпуск за январь 1940 г. стр. 11-16
↑3535 Семикупольный храм с колокольней, был воздвигнут в память матери Государя Императора Александра III Царицы Марии Александровны
↑3636 Погребение тел новомучениц совершил Патриарх Дамиан в сослужении многочисленного духовенства. Их гробы были помещены в усыпальнице под нижними сводами храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании. В 1982 г. останки двух новомучениц были перенесены в верхний храм
↑3737 В миру Иван Иванович Чернов, сын надворного советника Владимирской Губернии, родился в 1878 г. По окончании Владимирской Духовной Семинарии в 1899 г. был учителем церковно-приходской школы. С 1902 г. был священником в селе Обращиха Владимирской Епархии. В 1909 г. поступил в Московскую Духовную Академию, которую окончил в 1913 г. магистрантом и оставлен профессорским стипендиатом на кафедре библейской истории. В 1914 г. был преподавателем Курской Духовной Семинарии и в 1915 г. — ее инспектором. В 1919 г., будучи Наместником Курского Знаменского монастыря, возведен в сан архимандрита. В 1920 г., во время эвакуации, прибыл в Сербию, где два года был на приходе и один год преподавателем монашеской школы в сербском монастыре Раковице. В 1923 г. назначен Русской духовной властью Начальником Русской Духовной Мисии в Иерусалиме. В 1924 г. подал в отставку и с того времени оставался членом Миссии. Сведения из журнала «Святая Земля», Иерусалим, № 4 1935, с. 93
↑3838 Очерк архим. Киприана (Керна) вышел в свет в Белграде в 1934 году и переиздан в Москве в 1997-м
↑3939 Монахиня Таисия (Карцева Татьяна Георгиевна, в схиме Антония) (1901 -1997 (по другим данным, 1994). Эмигрировала во Францию. Подвизалась в Покровской женской обители во Франции. Переехала в Святую Землю и подвизалась там в Елеонском монастыре. Иконописица.
Творения: Русские святые: 1000 лет русской святости. — Бюси-ан-От: Покровский монастырь, 1977 (составитель) (2-е издание — Джорданвилль, 1983; 3-е издание — СПб.: Азбука, 2000. 816 с.). Русское православное женское монашество XVII-XX вв.: К 1000-летию Православия на Руси. Джорданвилль, 1985. 279 с. (составитель).
↑4040 «Сестры, прежде, при нормальном положении страны, получавшие ежемесячно на свое содержание по 50 пиастров (полтора доллара), стали получать по 85 пиастров, и одно время даже по 1 анг. фунту и 35 пиастров (что составляло три с половиной доллара). Созданное же в то время английским правительством Продовольственное Учреждение Food Control давало возможность приобретать по незначительным ценам насущные продукты (муку, сахар, рис, картофель, молоко и жиры). Сестры не голодали». Н. Тальберг, «Святая Русь на Святой Земле», Православная Русь № 15, Джорданвилль, 1958 г. с. 7
↑4141 Там же, с. 7
↑4242 М.В. Шкаровский, Русская Правосланая Церковь при Сталине и Хрущеве, Москва, 1999 г, стр. 287
↑4343 Там же, стр. 288, и далее пишет: «На январском 1945 г. Поместном Соборе (Русской Церкви — В.П.) присутствовали главы и представители 8 автокефальных Православных Церквей, не только заявившие о своей признательности правительству СССР, но и фактически давшие согласие на совместную борьбу с Ватиканом, который представлялся советскому руководству основным противником в новой религиозной международной политике. В ответ гостям Собора было подарено 80 музейных предметов драгоценной утвари. Щедрая материальная поддержка Восточных Патриархов,как инструмент воздействия на них, активно применялась и в дальнейшем
↑4444 Н. Лисовой. Русское духовное присутствие в Святой Земле в XIX — XX в. на сайте РУССКОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ. Ru с. 12
↑4545 Там же
↑4646 Н. Тальберг, Святая Русь на Святой Земле, Православная Русь, 1958, № 16, с. 8
↑4747 Там же, с. 8. М. Таисия приводит в своих воспоминаниях и такие подробности: «Последняя попытка была сделана Патриархом при отъезде его, когда молодой сирийский митрополит Илья (Карам) явился к архим. Антонию с собственноручным письмом Патриарха Алексия, адресованным митрополиту (Анастасию — В.П.), но по существу обращенным к Начальнику Р. Д. Миссии.
В нем стоял вопрос о передаче Миссии Начальником ее советской Патриархии, сулившей за это архим. Антонию сан митрополита»
↑4848 Журнал Московской Патриархии 1945, № 9, стр. 9-12
↑4949 Церковная жизнь № 3-4, Мюнхен, 1947. С. 5-6
↑5050 О.Ю. Васильева, Кремль против Ватикана, с. 39
↑5151 О.Ю. Васильева. Русская Православная Церковь в политике советского государства в 1943-1948 гг., Москва, 2001, с. 205
↑5252 Мать Таисия: «Впервые об этом узнает архим. Антоний в канун праздника Успения Божией Матери, когда он, по обычаю, пришел в греческий Гефсиманский храм, к Гробнице Царицы Небесной, чтобы сослужить греческому духовенству в чине погребения Божией Матери.
Беря благословение у предстоящего архиерея на облачение, он услышал слова: Вам с нами служить нельзя…
Вскоре происходит и другое печальное событие: попытка захвата Горненского женского монастыря при содействии греческого архиепископа Афинагора Севастийского, в присутствии правительственного чиновника, администратора Русской Духовной Миссии, араба-католика и незначительной группы сестер обители, уже подпавших под влияние московской пропаганды». Н. Тальберг. Святая Русь на Святой Земле. Православная Русь, №16, Джорданвилль. 1958. С 9
↑5353 Бывший тогда Начальник РДМ РПЦЗ архим. Антоний (Синькевич) в своих воспоминаниях пишет: «…пятую колонну организовала некая Ксения Горячковская, прибывшая в Иерусалим из Женевы задолго до войны и принятая по ее прошению в состав сестер (Горненского монастыря — В.П.). Впоследствии она оказалась открытой советской агенткой. Ей удалось привлечь на свою сторону несколько сестер худшего настроения, из общего числа около 150, а также и духовника иером. Исайю, что было особенно странно, т.к. последний потерпел много гонений в СССР, сидел там в заточении и бежал в Эстонию, откуда добрался до Иерусалима. Эта группа сестер, тайно от начальства Миссии, вместе с иером. Исайей, ездили на аэродром в город Лидду… встречать патриарха, который запоздал и в тот день не прилетел. Корреспонденты же напечатали об этом в газетах и указали имена встречавших». Я Тапъберг. Святая Русь на Святой Земле, Православная Русь, № 17, Джорданвилль, с. 17
↑5454 Там же, с. 9-10
↑5555 Война возникла по следующему поводу. Управлявшая Св. Землей с 1919 г. Великобритания постановила передать Палестинский вопрос на рассмотрение ООН. 30 ноября 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН постановила разделить Палестину на два государства — еврейское и арабское, а город Иерусалим с окружающими селениями и Св. Местами, включая Вифлеем, (а также находящийся на севере, в Галилее, Назарет) объявить международным городом под контролем ООН. На 30.000 арабского населения в Иерусалиме имелось свыше 100.000 евреев. Арабы жили преимущественно в старом городе, окруженном стенами, евреи — в новой или западной части Иерусалима. Английская администрация, согласно этому постановлению, должна была покинуть Св. Землю не позднее июля 1948 г., передав управление территорией временной комиссии ООН, которая в свою очередь должна была передать власть двум новым государствам. Евреи приняли постановление ООН; арабы заявили, что будут сопротивляться разделу всеми им доступными средствами. В стране началась полномасштабная война. Англичане заявили также, что не находят возможным допустить представителей ООН для передачи власти ранее 1 мая 1948 г., т. е. за две недели до своего ухода, который был назначен на 15 мая, «чтобы не случилось двойственности власти». К 1 мая царил хаос, учреждения не функционировали, война между арабами и евреями происходила невозбранно в присутствии англичан, комиссия ООН не явилась, т. к. ее функции в такой обстановке были бы неосуществимы, и Св. Земля 15 мая была покинута английским правительством, горевшая в пожаре войны.
К 15 мая пять окружающих Палестину арабских государств по взаимному соглашению выступили против евреев. Часть Иерусалима, бывшая в руках арабских добровольцев, главным образом в старом городе, была занята заиорданскими войсками. Здесь, так же как и в других местах Св. Земли, начались бои, продолжавшиеся 28 дней до заключения первого перемирия, достигнутого ООН. Православная Русь № 106 1949 г. с. 11
↑5656 Причины ухода Великобритании из Палестины вызывают оживленную дискуссию среди историков. Некоторые из них полагают, что причиной была диверсионная деятельность некоторых (или всех вместе) еврейских организаций.
Указывается, что в особенности подорвали решимость англичан оставаться в Палестине две операции, проведенные ЭЦЕЛем: взрыв в отеле «Царь Давид» в Иерусалиме (июль 1946г.) и казнь двух британских сержантов (июль 1947г.). Другие историки считают, что англичане оставили Палестину в результате действий Хаганы по доставке в страну нелегальных иммигрантов, что наносило значительный ущерб престижу британского правительства.
Третья группа историков видит уход Великобритании из Палестины как часть курса на свертывание империи, исходя из тяжелой послевоенной экономической ситуации. В период!945-48гг. Великобритания оставила значительную часть своих колониальных владений, включая даже «жемчужину британской короны» Индию. Экономические трудности обусловили и зависимость Великобритании от США, с чем связано влияние США и в палестинском вопросе. В этой обстановке сыграла свою роль также поддержка сионистского движения американским еврейством — Трумэн, ставший презиндентом США после смерти Рузвельта, хотел заручиться еврейскими голосами на выборах в Конгресс и на президентских выборах. Давид Мендельсон, Британский мандат, Иерусалим, 1997 г., с. 9-10
↑5757 Копия письма архим. Антония (Синькевича) от 14/27 июля 1948 г. хранится в архиве редакции периодического издания «Православная Русь» в Джорданвилле, США
↑5858 Настоятельница монастыря, игуменья Елизавета с сестрами арабками, не желая подчиниться Московскому Патриарахту, перебралась в Иорданию, потом во Францию и, наконец, в Лондон, где основала Богородице-Благовещенский монастырь. Игуменья Елизавета скончалась в 2002 г.
↑5959 Н. Лисовой, Русское духовное присутствие в Святой Земле в XIX — XX в. на сайте РУССКОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ. Ru с. 12
↑6060 Там же, с. 13
↑6161 14 октября 1948 г. Сталин подписал распоряжение Совета Министров СССР «дать согласие Московской Патриархии на выезд из СССР в Государство Израиль для постоянной работы архимандрита Леонида (Лобачева Ильи Христофоровича) в качестве Начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме и Елховского Владимира Евгеньевича в качестве священника миссии». Н. Лисовой. Русское духовное присутствие в Свяой Земле в XIS — XX в. на сайте РУССКОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ. Ru с. 12
↑6262 Из письма архим. Антония (Синькевича) от 25 июля/7 августа 1948 г. Архив периодического издания «Православная Русь» в Джорданвилле, США
↑6363 «Сделка была бы полностью забыта, если бы не исследования, проведенные в 1990 г. американским историком Стефаном Баталденом. Тщательно исследовав все записи, хранящиеся в государственных архивах Лондона, он выявил 36 объектов недвижимости, которые находились во владении Императорского палестинского общества и Русской духовной миссии в Иерусалиме. Половина из них была продана Хрущевым за смехотворную даже по тем временам сумму в 4,5 миллиона долларов. При этом Государство Израиль выплатило Москве наличными лишь 1,5 миллиона, а остальные обязалась компенсировать поставками апельсинов.
За давностью лет не представляется возможным разыскать накладные этого груза, однако, по утверждению экспертов, почти половину цитрусов пришлось просто выбросить. Апельсины гнили, ибо шли долго, а потом на земле древней Палестины началась война (1967 г. — В.П.), и недопоставки были списаны на боевые действия.
Как бы то ни было, сделка Никиты с молодым еврейским государством вошла в историю, как ‘апельсиновая’». Известия, № 229, 29 ноября 1994 г.
↑6464 «В начале 1960 г. РДМ (МП) подарила компартии Израиля участок земли в центре г. Назарета, напротив источника, куда в юные годы ходила за водой Пресвятая Дева Мария. Израильские коммунисты, видимо по примеру своих товарищей в СССР, предполагали на этом участке устроить вначале кинотеатр, а затем автомобильную стоянку (израильская газета «Маарив» 14 мая 1969 г.). Почему-то теперь в патетических выступлениях против Зарубежной Церкви никто не вспоминает об этом участке, приобретенном на деньги граждан российской империи, которые вряд ли согласились бы с таким решением». А. В. Псарев. Владение Русской Зарубежной Церковью дореволюционным церковным имуществом: исторический и моральный аспект. Православная Русь, № 18, Джорданвилль. 2000 г. с. 11