РУССКАЯ ДУХОВНАЯ
МИССИЯ В ИЕРУСЛИМЕ
Русская Православная Церковь Заграницей
 
История

Паломнические поездки епископа Мефодия (Кульмана) как способ объединения русской эмиграции

Архимандрит Мефодий (Кульман)

Аннотация: Статья рассматривает возобновление регулярных паломнических поездок в Святую Землю из стран русского рассеяния как фактор объединения русской эмиграции. Рожденные из искреннего желания еп. Мефодия (Кульмана) приобщить к евангельским и библейским святыням оторванную от России паству, паломничества имели благотворительный и объединяющий смысл. Собирание русских людей вокруг Святой Земли предваряло будущее воссоединение Русской Церкви в 2007 и 2019 гг. Проводимые под руководством еп. Мефодия, эти поездки помимо главного своего смысла — поклонения Христу, несли благотворительную помощь насельникам Святой Земли, в основном русским монашествующим. Общее дело паломничества и благотворительности сближало паломников между собой, несмотря на различия юрисдикций Русской Церкви, к которым они принадлежали. Встречи с Восточными Патриархами в процессе поездок имели значение поддержания общеправославного единства в период поляризации мира во время холодной войны. Приведены данные о размерах ежегодной материальной помощи из журнала Содружества паломников «Паломнический листок».
Ключевые слова: паломничество в Святую Землю, благотворительность, объединение, епископ Мефодий (Кульман), Содружество паломников, митрополит Владимир (Тихоницкий), митрополит Анастасий (Грибановский), Восточные Патриархи, русские монастыри в Иерусалиме.


С начала Первой мировой войны до окончания Второй мировой широкие паломнические поездки в Святую Землю прекратились. Русское недвижимое имущество, сначала разграбленное турецкими солдатами, затем сдавалось внаем британским властям, что было почти единственной формой дохода Русской духовной миссии. Достояние Русской Церкви, приобретенное во Иерусалиме трудами архим. Антонина (Капустина), Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО), Русской духовной миссии, ветшало, расхищалось и не имело содержания. Монашествующие и оставшиеся с 1914 г. паломники старели и пытались выжить. Лишь с 1952 г. вновь начались паломничества в Палестину из стран русского рассеяния.
Источниками для статьи послужил ряд материалов, сохранившихся в библиотеке Свято-Вознесенского женского монастыря на Елеоне и в частных собраниях журналов «Паломнический листок» (1953–1982). Также источниками были книги о паломничествах, написанные непосредственными участниками паломнических поездок: Л. Раппопорт «Что я видела на Святой Земле» (Париж, 1953); А. Полетаева «По Святой Земле. Впечатления паломницы» (Бельгия, 1955); Л. Э. Родзянко «О Святой Земле и паломничествах» (Париж, 1958); «Святая Земля» (Париж, 1961); «Спутник паломника по Святым местам в пределах Иордании» (Париж, 1963); И. В. Флегинская «Паломничество на Святую Землю в 1964 году» (Нью-Йорк, 1966); Епископ Мефодий «Немного о многомъ. Слова и поученiя», (1973); А. де-Рес «Там, где Слово стало плотью» (Святая Земля; Париж, 1975). Обобщает историю паломничеств под руководством еп. Мефодия диакон Александр Занемонец в своей книге «К истории паломничеств на Святую Землю из Русского Зарубежья в 50‒70-х годах XX века» (М.: Индрик, 2009). Книга того же автора «Русские на Святой Земле» (Иерусалим: Бейт а Керем, 2015) ставит паломничества еп. Мефодия в широкий контекст русского присутствия в Палестине, начиная с хождения игумена Даниила в XII в.
В ходе изучения данных исторических материалов удалось выявить, что эти паломнические поездки являлись немаловажным фактором объединения русских эмигрантов. Объединительное значение этих паломничеств имело место на четырех уровнях:
  1. Аньерского прихода епископа Мефодия;
  2. Всего Русского Экзархата;
  3. Разделенной на три юрисдикции Русской Церкви за рубежом;
  4. Поместных Православных Церквей.


Начавшись с личной поездки в Святую Землю в 1951 г. архим. Мефодия (Кульмана), паломничества стали ежегодными и охватили к концу 1972 г. 465 человек, как указано в журнале «Паломнический листок» № 39 за октябрь 1972 г. Всех жертвователей на нужды Святой Земли невозможно подсчитать. Под руководством еп. Мефодия прошло 18 поездок, вслед за ним поехали православные паломники из других стран и юрисдикций. Последний имеющийся в наличии «Паломнический листок» № 50, являвшийся изданием Епархиального Палестинского комитета Западно-Европейского Православного Русского Экзархата Константинопольского Патриархата, вышел в марте 1982 г. После кончины еп. Мефодия 13 апреля 1974 г. паломничества продолжались. Паломники всегда привозили русским обителям на Святой Земле материальную помощь. Восстановление общения с православным миром русского рассеяния было очень важно как для насельников Иерусалима, так и для лишенных России эмигрантов. Первые получили источники помощи, вторые помогали земной Родине Христа и своим соотечественникам.

Паломничества начались со знакомства о. Мефодия с бедностью, с нищетой русских обителей Святой Земли. Это Елеонский и Гефсиманский женские монастыри и Вифанская община со школой. Игумения Моисея (Бубнова, род. 1943) вспоминала:


«Во время турецкого господства и позже, во время революции в России и войн прошлого столетия сестрам было очень трудно. Они даже не жили, а выживали. Каждой приходилось не только зарабатывать на хлеб насущный, но, бывало, и покупать себе келью. И тогда монастырь невольно стал своекоштным. Я сама застала руины кельи, которую построила себе одна из сестер обители… Когда в монастыре было много сестер, около ста пятидесяти, келий всем не хватало. В то время одна не старая еще женщина попросилась взять ее в монастырь, но ей отказали по причине отсутствия жилья. Она, однако, не смутилась и сказала: „Ну что ж, тогда я сама построю себе келию“. Она собирала консервные банки, набивала их землей и из них построила себе келию. Поселилась в ней и была принята в монастырь. Снесли эту келию довольно недавно — в 1986 году» [Весёлкина, 2007].

Сейчас монастыри в Святой Земле почти всегда общежительные, с общей молитвой, послушаниями, общей трапезой. Но бывали и своекоштные, в которых общими являются только богослужение и часть послушаний, а трапезу и содержание монашествующих монастырь не обеспечивает. Такая жизнь намного труднее, монашествующим необходимо обеспечивать себя.

«Елеон некогда фактически был своекоштным, и каждая насельница заботилась о своем пропитании. Когда произошла революция и остановила поток пожертвований из России, здесь все было очень бедно. Я отчасти застала еще эту жизнь в 1975 году, когда приехала сюда. В самом начале сестрам пришлось перейти на своекоштье: они ходили работать на строительство иерихонской дороги, носили материалы для строительства. Другие работали у греков — убирали. Каждый трудился, как мог, чтобы прокормить себя и заработать на хлеб»[1] [Кирьянова, 2013].

Уникальность Гефсиманской обители и Вифанской общины состояла в том, что они во многом содержались на личные средства игумении Марии (Робинсон; 1896–1969) и заведующей школой монахини Марфы (Спрот), которые были родом из Шотландии.


«Из воззвания о помощи Вифанской общины, содержащей… школы и амбулаторию, видно, что расходы ее превышают доходы. В статье доходов пожертвования представляют 1/3 всего бюджета, личные доходы матушки игуменьи, поступающие целиком в кассу общины, являют собою 1/6 всех доходов… На руках Елеонского монастыря ряд стариц, которым нельзя дать умереть с голода, и, как всюду, необходим ремонт зданий» [Трубников, 1964].

Архимандрит Мефодий (Кульман) освящает воды Иордана

Первое поклонение святыням Иерусалима глубоко воодушевило архим. Мефодия, но одновременно он был поражен нищетой и бедственным положением русских монашествующих. Он задумал поделиться благодатью Святых мест с другими и помочь обездоленным русским обителям. Помощь, организованная им первоначально у себя на приходе, была доступной, продуманной и широкой. «Владыка Мефодий попросил каждого паломника, чтобы тот у себя держал какую-нибудь коробку, и чтобы не проходило дня без того, чтоб в эту коробку не бросить хотя бы самую малость. Владыка такие суммы сюда привозил! Тогда у нас воспряли монастыри, начали нормально жить, хотя, когда я приехала, еще было очень скромно» [Кирьянова, 2013].
По возвращении из первого паломничества 1952 г. был прочитан ряд докладов, в газетах опубликованы статьи, дано несколько концертов в пользу монастырских насельников Святой Земли. «Паломники объединились в содружество, которое стало выпускать „Паломнический листок“ — тетради, в которых подробно освещались жизнь и нужда общин Святой Земли, указывался размер посланных пожертвований, освещался порядок использования этих пожертвований. Был основан Епархиальный Палестинский комитет» [Трубников,1964].

Правящий архиерей Русского Экзархата, митрополит Владимир (Тихоницкий; 1873–1959) и глава РПЦЗ митрополит Анастасий (Грибановский; 1873–1965), в чьем ведении находились русские обители в Иерусалиме, благословили паломничества и сбор помощи. «За первый же год после паломничества 1952 г. было собрано и передано на Св. Землю около 600000 фр.» [Слёзкина, 1974, 12]. Митр. Владимир поддерживал труды еп. Мефодия, размещал объявления о паломничествах в епархиальном журнале «Церковный вестник», сам передавал пожертвования на Святую Землю. «Владыка всю жизнь стремился поклониться святыням Св. Земли. <…> Большая ответственность, которую Владыка нес, и слабость его здоровья не позволяли ему исполнить свое желание. Зато он внимательно следил за каждым паломничеством, последовательно затем устраиваемым, принимал в нем живое участие. Перед отъездом, о. архимандрит, впоследствии епископ Мефодий, приходил за благословением и оставлял владыке список паломников. Владыка благоговейно принимал от них привезенные ему воспоминания, святыни, с сердечным участием слушал доклады. Каждый раз посылал пожертвования» [Митрополит Владимир святитель-молитвенник, 1965].

«Церковный вестник Западно-Европейского Православного Русского Экзархата» помещал отчеты и фотографии из паломничеств. Например, № 2 (44) за февраль-март 1954 г. имеет на лицевом листе фотографию храма Вознесения Господня на Елеоне и печатает заметки о паломничестве в Святую Землю Феодора Бокача, впоследствии протоиерея. Выпуск № 3 (48) за апрель-май 1954 г. имеет на лицевом листе фотографию Лавры преподобного Саввы Освященного в Палестине, и продолжение заметок Ф. Бокача, № 4 (49) июнь-июль 1954 г. — фотографию храма в честь святой равноапостольной Марии Магдалины в Русской Гефсимании и окончание заметок Ф. Бокача со словами: «Слава Богу за то, что сподобил побывать на Его Святой Земле. А владыке Мефодию глубокий поклон и сердечное спасибо» [Бокач, 1954].
Между тем материальное положение духовенства Русского Экзархата было совсем небогатым. На епархиальном собрании 30.09‒5.10.1952 г. викарный епископ Сильвестр (Харун; 1914–2000) говорил: «Особое внимание хотел бы привлечь на жизнь наших приходов в провинции… Особые трудности, тяжести несут наши настоятели в провинциальных приходах… Если все наши приходы материально бедны, кое-как могут содержать своё духовенство, то в провинции… есть приходы, в которых до сих пор настоятели получают 4–5 тыс. фр. в месяц»[2] [Сильвестр Харун, 1952]. «Приход поддерживается героическими и жертвенными усилиями отдельных маленьких групп прихожан, платящих регулярно свои ежемесячные взносы» [Сильвестр Харун, 1952]. Для увеличения тиража единственного епархиального журнала «Церковный вестник» не хватает платных подписчиков, приложение к газете «Русская мысль» пришлось закрыть из-за недостатка средств. Тем не менее пожертвования на Святую Землю принимаются и объявления об этом печатаются в том же «Церковном вестнике»: «В Епархиальный Палестинский Комитет на помощь русским в Палестину поступило 322078 франков, 1 англ. ф., 16 ам. долл., 25 шв. фр., 20 б. фр. Запись в паломничество в Св. Землю еще не закончилась, но необходимо, чтобы желающие ехать записались как можно скорее» [Церковный вестник, 1953, 21]. Юридически это пожертвования даже не в свою церковную структуру, а в независимую РПЦЗ. Подвиг жертвенного участия в жизни русских обителей относится не только к деятельности еп. Мефодия, но и к Епархиальному Палестинскому комитету, к митр. Владимиру и его преемникам, к бедным священникам на местах и простым прихожанам, чьими трудами складывались суммы пожертвований.
Участница четырех паломничеств Лидия Эрастовна Родзянко (1898–1979) вспоминает о том, как готовились очередные паломничества, с каким вниманием и участием передавались жертвы на Святую Землю: «По нашему запросу монахини прислали нам список своих нужд… во время нашего пребывания на Св. Земле, в Вифании, в школе, была выставка монастырских рукоделий. Они поражали замечательным исполнением, но бедностью и однообразием рисунка… Продажа рукоделий — один из доходов наших неимущих монастырей… пожертвуйте русские узоры для вышивок крестом и киевским швом монахиням на Святой Земле… (Откликнулись 87 человек из разных стран, большинство из Франции, прислав целое художественное богатство)» [Родзянко, 1958, 35].

Из Гефсиманского монастыря получено ответное письмо с глубокой благодарностью всем приславшим это богатство, «шелка, золотые и серебряные нити, бисер, канву и русские альбомы… Скажите дорогим жертвователям, что неизменно будем поминать имена на приложенных записках. Это будет нашей духовной связью» [Родзянко, 1958, 35].
Святая Земля напоминала паломникам Святую Русь. Об этом пишет И. В. Флегинская, участница паломничества 1964 г., когда описывает посещение Елеонского монастыря: «В это время раздался первый удар колокола, который сразу поразил всех своим глубоким, удивительно чистым звуком, могучим и раскатистым… Это был чудный, русский колокол, подобный колоколу Ивана Великого в Москве. Вспомнилась Пасхальная ночь 1917 года в Москве… Это была последняя свободная Заутреня Первопрестольной Москвы… Некоторые из паломников остановились у подножия колокольни с глазами полными слез и слушали… хотелось дослушать голос этого одинокого колокола, который, несмотря на всю свою силу, казалось, звучал как-то иначе, чем на родине, как будто он затаил тихую печаль и о своем одиночестве, здесь, на чужой стороне, и о своей далекой, страдающей Родине…» [Флегинская, 1966, 57].

Большой вклад паломников во всемерное поддержание русских обителей воспринимался самими паломниками не как какая-то заслуга, а как долг и обязанность: «На нашу русскую эмиграцию, на русских людей, пребывающих в великом рассеянии по всему миру, выпала великая честь — заботиться о поддержании и сохранении русских храмов, монастырей, подворий и школ на Святой Земле. Мы должны показать себя достойными этой великой чести»[3] [Занемонец, 2009, 42]. В 1972 г. по факту в денежном эквиваленте паломники привезли 21 зарплату рабочего в Израиле. Сведя воедино имеющиеся сведения о размерах материальной помощи, можно сказать, что ежегодно еп. Мефодий привозил пожертвования на Святую Землю в денежном эквиваленте, равном стоимости автомобиля. Финансовые сборы послужили жертвенному объединению Аньерского прихода и Содружества паломников. Для сравнения размера ежегодных пожертвований на Святую Землю можно рассмотреть следующую таблицу, основанную на данных из «Паломнических листков» и курсах мировых валют за разные годы[4].

ГодДоллар,
СШАкурсФранк, ФранциякурсРубль, СССРПаломнический
листок, №19532285350800 000 0,011439.144 № 3 Апрель, 195419551390350486 8470.011435.564№ 8 Декабрь 1955196670354.91434 500 0,18226.285№ 26 Ноябрь 1966196964905.18133 6240,16155.430№ 33 Сентябрь 1969197285675.04443 2110,16407.086№ 39 Октябрь 1972197780564.91539 6000,14395.698№ 46 Март 1978198190075.4449 0000,12466.105№ 50 Март 1982

Председателем Содружества паломников был протоиерей Николай Оболенский (1900–1979), участник Французского Сопротивления, служивший сначала в Аньере, а затем в соборе cв. Александра Невского в Париже. Он хорошо знал еп. Мефодия и охарактеризовал объединяющую роль паломничеств в Святую Землю: «Аньерский приход владыка так объединил в одну семью, что он считал даже уехавших впоследствии из прихода все еще близкими, и они, со своей стороны, продолжали поддерживать приход. Если мне случалось ехать в какую-нибудь местность, где жили бывшие аньерские прихожане, владыка неизменно поручал мне их навестить и ему об этом сообщить, так как он продолжал о них заботиться. С какой любовью он всегда говорил о своих пасомых. Также, бывшие паломники всегда оставались для него п а л о м н и к а м и… и владыка, уже после первого паломничества, понял, какую связь необходимо нам, русским православным эмигрантам, установить со Св. Землей, возобновляя древнюю русскую традицию… Что касается духовной помощи, мы хорошо помним, какой великой радостью были приезды паломников для матушек игумений и для всех насельников русских обителей, какое значение имела эта забота — связь с ними всей эмиграции. Владыка, глубоко скорбевший о положении Церкви в России, знал о всегдашнем тяготении русских к Св. Местам и чувствовал, что связь со Св. Землей будет великой духовной поддержкой и духовной связью между нами. Он стал организовывать Содружество паломников, собирать старшин для обсуждения нужных вопросов, не только материальных, но и духовных. Все паломники были для него одинаково близки, каковой бы они ни принадлежали юрисдикции» [Оболенский,1974, 8].

Духовная дочь владыки, игумения Ольга (Слёзкина; 1915–2013), которая была его правой рукой в организации паломничеств, вспоминала, скольким людям эти поездки дали смысл жизни и радость бытия. Вспоминала и об отношении владыки к юрисдикционным разделениям в те времена: «Он всем нам говорил: „Пожалуйста, как только мы попадем на Святую Землю, оставьте все юрисдикции в покое. Вы приехали на землю Спасителя, и будьте простые паломники, и никогда не входите ни в какие разговоры. Это трата времени. У нас мало времени там, мы должны воспользоваться тем, что мы на Святой Земле“. Вот, это его слова. И действительно, мы там даже не говорили об этом» [Занемонец, 2009, 51].

После еп. Мефодия открылся путь для многих русских паломников в Святую Землю. Прот. Иоанн Григор-Клочко (1892–1973), архиеп. Серафим (Иванов; 1897–1987), архиеп. Александр (Ловчий; 1891–1973), епископ Женевский Леонтий (Бартошевич; 1914–1956), посетив святые места, развивают свою деятельность для помощи русским монастырям.

Святитель Иоанн (Максимович; 1896–1966), архиепископ Брюссельский и ЗападноЕвропейский, основал «Комитет помощи православным учреждениям на Св. Земле», который собрал в 1957–1958 гг. пожертвований в сумме 4460 долларов. Генеральный секретарь Комитета П. С. Лопухин выпускал поминальные книжечки, куда жертвователи вписывали имена. В «Слове при погребении Петра Сергеевича Лопухина» в декабре 1962 г. свт. Иоанн (Максимович) говорил о нем: «Другое, что также наполняло его мысли последние годы, — это Святая Земля… Он прилагал все усилия, чтобы поддержать тамошние обители и учреждения и дать им возможность выполнять своё назначение» [Перекрестов, 2014, 490].

После кончины еп. Мефодия (Кульмана) паломничества Русского Экзархата возглавлял еп. Роман (Золотов; 1900–1995), ежегодные поездки под его руководством продолжались до 1990 г. Последняя поездка игумении Ольги (Слезкиной) на Святую Землю состоялась в 1999 г. «Паломничества нас очень сблизили со Святой Землей. Можно сказать, что она и обитатели ее православных монастырей навсегда вошли в наши сердца. Мы очень остро ощущали их скорби и волновались за судьбу наших друзей» [Слёзкин, 2013, 291].

Паломники еп. Мефодия получали благословение на поездки у своего епархиального архиерея, митр. Владимира (Тихоницкого), заочное разрешение — у митр. Анастасия (Грибановского), Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей. В Иерусалиме их встречал начальник Русской духовной миссии РПЦЗ архим. Димитрий (Биакай). Паломники встречались с Патриархом Иерусалимским Тимофеем, Патриархом Антиохийским Александром III, митрополитом Гор Ливанских Илией (Салиби), поддерживавшим тесные связи с Московской Патриархией. Были на приеме у наместника Александрийского Патриарха Христофора II митрополита Трипольского Феофана. Посетили архиепископа Кипрского Макария. Паломники дважды ездили на обратном пути из Святой Земли к Патриарху Константинопольскому Афинагору. Тем самым паломничества из русского рассеяния поддерживали общеправославное общение, играли важную объединительную роль для Поместных Церквей.

Живая деятельность еп. Мефодия на Святой Земле несла не только духовную и материальную помощь ее обитателям, но и имела объединяющее значение на приходском, епархиальном и общецерковном уровне русского зарубежья. Накануне десятого паломничества из Парижа в Святую Землю еп. Мефодий писал: «Паломник — не турист. Он едет на Святую Землю не посмотреть, а помолиться, поклониться, покаяться, духовно укрепиться, обновиться… Святая Земля — духовная родина всех христиан, Иерусалим — Святой Град, а Церковь Иерусалимская — мать всех церквей» [Спутник паломника, 1963, 3]. Помимо молитвенного предстояния за себя, своих близких, за Россию и за Православную Церковь, паломник — это помощник жителям Святой Земли. В этой жертвенной помощи соединились усилия прихожан, пастырей, иерархов и жертвователей разных стран, разных юрисдикций, разных убеждений. В условиях политической, церковной, географической разрозненности Русской эмиграции, помощь Святой Земле была сильным объединительным началом, способствовавшим будущему воссоединению Русской Церкви.


Источники и литература
1. Бокач (1954) — Бокач Ф. Паломничество во Святую Землю (Окончание) // Церковный Вестник Западно-Европейского Православного Русского Экзархата. 1954. № 4 (49). ИюньИюль. С. 9–14.
2. Весёлкина (2007) — Весёлкина Т. Там, где всегда Пасха. Беседы с игуменией СпасоВознесенского женского монастыря Моисеей. URL: https://www.Благовестсамара. рф/-public_page_9083 (дата обращения: 01.04.2021).
3. Занемонец (2009) — Занемонец А., диак. К истории паломничеств в Святую Землю из Русского Зарубежья в 50–70-х годах XX века. М.: Индрик, 2009. 64 с.
4. Кирьянова (2013) — Кирьянова О. Свидетельница истории «Русской Палестины». Беседа с игуменией Вознесенского на Елеоне женского монастыря Моисеей (Бубновой). URL: https://www.prichod.ru|orthodoxy-everywhere/3941 (дата обращения: 01.04.2021).
5. Митрополит Владимир святитель-молитвенник — Митрополит Владимир святитель-молитвенник. 1873–1959. Париж, 1965. 251 с.
6. Оболенский (1974) — Оболенский Н., прот. Слово Председателя Содружества паломников о. протоиерея Николая Оболенского по новопреставленном Епископе Мефодии перед Собранием Старшин 14/27 мая 1974 г. // Паломнический листок. 1974. № 42. МайИюнь. С. 7–9.
7. Перекрестов (2014) — Перекрестов П., прот. Владыка Иоанн — святитель Русского Зарубежья. 4-е изд. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2014. 832 с.
8. Родзянко (1958) — Родзянко Л. Э. О Святой Земле и паломничествах. Сборник статей. 1952 г. — 1955 г. Париж, 1958. 72 c.
9. Сильвестр (1952) — Сильвестр (Харун), еп. Доклад епископа Сильвестра Епархиальному Собранию // Церковный вестник Западно-Европейского Православного Русского Экзархата. 1952. № 6 (39). Октябрь- Ноябрь. C. 2–8.
10. Слёзкин (2013) — Слезкин И. М. Моим детям. Игумения Ольга (Е. И. Слёзкина). Воспоминания / Сост. М. В. Зубова. 2-е изд., испр. и доп. М., 2013. 236 с.
11. Слёзкина (1974) — Слёзкина Е. // Паломнический листок. 1974. № 42. Май-Июнь. С. 9–16.
12. Спутник паломника — Спутник паломника по Святым местам в пределах Иордании. К 10-му русскому православному паломничеству из Парижа в Святую Землю. Париж, 1963. 64 c.
13. Трубников — Трубников А., прот. Ближний Восток — колыбель Православия. URL: https://www.litmir.me/br/?b=93659&p=1 (дата обращения: 01.04.2021).
14. Флегинская (1966) — Флегинская И. В. Паломничество на Святую Землю в 1964 году. Нью-Йорк, 1966. 88 с.
15. Церковный вестник — Церковный вестник Западно-Европейского Православного Русского Экзархата. 1953. № 3 (42). Апрель-Май. 28 с.
KHRISTIANSKOYE CHTENIYE [Christian Reading] Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church No. 2 2021
___________________________________________________
Archpriest George Pimenov
Pilgrimage Trips of Bishop Methodius (Kulman) as a Way to Unite the Russian Emigration
DOI 10.47132/1814-5574_2021_2_279
Abstract: The article considers the resumption of regular pilgrimage trips to the Holy Land from the countries of the Russian diaspora as a factor in the unification of the Russian emigration. Born out of the sincere desire of Bishop Methodius (Kulman) to introduce a flock cut off from Russia to the Gospel and Biblical relics, the pilgrimages had a charitable and unifying meaning. The gathering of Russian people around the Holy Land anticipated the future reunification of the Russian Church in 2007 and 2019. Conducted under the leadership of Bishop Methodius, these trips, in addition to their main meaning — the worship of Christ, carried charitable assistance to the inhabitants of the Holy Land, mainly Russian monastics. The common cause of pilgrimage and charity brought the pilgrims closer together, despite the differences in the jurisdictions of the Russian Church to which they belonged. Meetings with the Eastern Patriarchs during their travels were important in maintaining pan-Orthodox unity during the period of polarization of the world during the Cold War. The data on the size of the annual financial aid from the journal of the Commonwealth of Pilgrims Pilgrim’s Leaflet are given.
Keywords: Pilgrimage to the Holy Land, charity, uniting, Bishop Methodius (Kulman), the community of pilgrims, Metropolitan Vladimir (Tikhonitsky), Metropolitan Anastasius (Gribanovsky), Eastern Patriarchs, Russian monasteries in Jerusalem.
About the author: Archpriest George (Yuri) Germanovich Pimenov
Master of Theology, Graduate Student at St. Petersburg Theological Academy, сlergyman of the Church of the Resurrection of Christ (at the Warsaw Station).
E-mail: georg-pimen@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6794-751X
Article link: Pimenov Yu. G., archpriest. Pilgrimage Trips of Bishop Methodius (Kulman) as a Way
to Unite the Russian Emigration. Khristianskoye Chteniye, 2021, no. 2, pp. 279–287.
___________________________________________________
 Об авторе: Протоиерей Георгий (Юрий) Германович Пименов
Магистр богословия, аспирант Санкт-Петербургской духовной академии, клирик храма Воскресения Христова (у Варшавского вокзала).
E-mail: georg-pimen@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6794-751X
Ссылка на статью: Пименов Ю. Г., прот. Паломнические поездки епископа Мефодия (Кульмана) как способ объединения русской эмиграции // Христианское чтение. 2021. № 2. С. 279–287.
DOI 10.47132/1814-5574_2021_2_279
Читать в формате PDF  ХРИСТИАНСКОЕ ЧТЕНИЕ. Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви № 2 2021

Фото из архива Покровского монастыря в Бюсси-ан-От добавлены при републикации на нашем сайте.

Примечания

Примечания↑11 Содержание одной монахини Елеонского монастыря в 1950-х годах: своекоштная русская монахиня на Елеоне получала от монастыря 1,25 доллара в месяц. Епископ Серафим (Иванов). Паломничество из Нью-Йорка в Святую Землю. 1952 г. URL: http://www.russian-inok.org/books/serafin.html#local10 (дата обращения: 29.03.2021)↑22 Жалование русского священника во Франции в 1952 г.: в это время провинциальный русский священник получает 4000–5000 французских франков в месяц, что равняется 45,72–57,13 рублей, 11,42–14,28 долларов. (Курс франка к доллару и доллара к франку с 1913 по 1998 годы. URL: www.anaga.ru (дата обращения: 20.03.2021).)↑33 Размер заработной платы в Израиле: в 1972 году месячная зарплата израильского рабочего составляла 240 долларов. (Письма Шиндлера: «Евреи, помогите мне». URL: www.obzor.city/article/225322 (дата обращения: 25.03.2021).)↑44 При подготовке таблицы использован сайт «Аналитическая газета», разделы «Курс франка к доллару и доллара к франку с 1913 по 1998 г.» и «Курс французского франка к рублю с 1926 по 2001 г. (URL: https://anaga.ru (дата обращения 25.03.2021).)