Отец Роман Гультяев родился в Ленинграде в 1977-м г. С 12 лет – в Иерусалиме. Окончил Иерусалимский университет и Московскую духовную академию. В 2017-м г. был рукоположен Митр. Иларионом, Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви, для служения в Русской Духовной Миссии (Зарубежной) на Святой земле. О столетнем юбилее Миссии со священником Романом Гультяевым побеседовал диакон Александр Занемонец
Отец Мелетий, похоже, совсем не хотел власти и начальственной должности.
А как в 1920-е и 1930-е годы складывались отношения Русской Зарубежной Церкви с Иерусалимским Патриархом?
А как получилось у владыки Анастасия прожить здесь годы и ни разу не получить указ от Иерусалимского Патриарха о том, что он должен покинуть его территорию? Это его дипломатический дар или дружба? У Кошевого не получалось, в XIX веке не получалось – а у владыки Анастасия получилось, да так, что это создало традицию на 100 лет вперед, что в Русской Зарубежной Церкви есть архиерей, который от имени Синода смотрит за делами Русской Духовной Миссии?
После 1948 года возникает Русская Миссия Московского Патриархата, поначалу даже с другим названием. Какая же настоящая? Как это решалось с точки зрения Иерусалимского Патриарха, с точки зрения церковных историков?
То есть иорданцы признавали Зарубежную Миссию, а израильтяне – Московскую?
А в чем была проблема с официальными названиями Миссий? Ведь в 1948-м г. представительство Московского Патриархата называлось не Русской Духовной Миссией, а «Русской Православной Духовной Миссией Московской Патриархии в Палестине».
Наверное, они и юридически не могли претендовать на статус уже существующей организации – Русской духовной миссии?
А англичане во время Британского мандата признавали Русскую Духовную Миссию и Православное Палестинское Общество именно правопреемниками дореволюционных организаций?
Поговорим об «Апельсиновой сделке» 1964 г. – о продаже Советским Союзом русского имущества Израилю. Насколько она юридически остается в силе?
А как на это отреагировали в Русской Зарубежной Церкви?
Насколько я понимаю, важную роль играл начальник Зарубежной Русской Духовной Миссии архим. Антоний (Граббе, 1968–1986), который смог добиться решения суда о признании «апельсиновой сделки» незаконной и получить отступные.
В 2007-м г. было восстановлено евхаристическое общение между Русской Зарубежной Церковью и Московским Патриархатом. Но при этом автономность Зарубежной Церкви сохраняется. И на Святой Земле, получается, сегодня две русские Миссии. Отличаются ли они по своему служению?
15 декабря 2020 г.