палесАвторы: Роман Гультяев, Павел Платонов
В конце 80-х в Иерусалиме была напечатан сборник рассказов из военного прошлого известного израильского писателя Игаля Кимхи, который в 1948 году, накануне ухода английских сил из Палестины, командовал секретным отделением внешней разведки Еврейской армии.
Обложка книги Игаля Кимхи Игаль Кимхи «По ту сторону линий». Иерусалим, Издательство «Лирик» 1987 г.
В одном из рассказов, напечатанных в книге под названием «По ту сторону линии», Игаль вспоминает одну любопытную разведывательную операцию под названием «Серп и Молот», проведённую его отделом. Бывший разведчик в детективной форме описывает, как ему и его людям накануне ухода англичан удалось предотвратить выход в свет приказа британского правительства по передаче всего русского имущества и недвижимостей, находящихся на территории Палестины, в руки русской эмиграции в Иерусалиме.
Российская Империя, как и другие развитые европейские страны, оставила свой неизгладимый след в Палестине. Культурное и политическое влияние Российской державы на Святой Земле заметно усилилось со второй половины 19-го века. Многие общественные и политические деятели России вкладывали все свои силы, средства и таланты для развития, становления и поддержки русского присутствия, как в Иерусалиме, в частности, так и на всей территории Святой Земли. По всей России существовала благочестивая традиция тарелочного сбора пожертвований в Вербное воскресение на поддержку Православия и поклонничества на Святой Земле. На эти деньги у частных лиц — подданных турецкой империи — приобретались земельные участки, на которых строились впоследствии храмы, монастыри, подворья, гостиницы, странноприимные дома, больницы, богадельни, семинарии, школы и приюты для местных православных аборигенов, а также благочестивых паломников, решивших провести длительный период времени на Святой Земле или оставшихся здесь на всю жизнь. В период между 1857 и 1914 годами на территории турецкой Палестины русскими было приобретено более 65 участков земли общей площадью приблизительно 150 гектаров, в то время как наплыв паломников в Святые места достиг апогея в канун Первой мировой войны, исчисляясь цифрой около 20 000 паломников в год [1, С.3].
1914 год весьма отрицательно отразился на жизни Русской Палестины. Турция примкнула к войне, выступив на стороне Германии против России. В декабре 1914 года турецкие власти в Палестине распорядились всему русскому мужскому населению покинуть Святую Землю и выехать в Александрию. Начальник Миссии архимандрит Леонид (Сенцов), весь состав Миссии и старшие сестры обителей были высланы из Палестины. Храмы были закрыты, а помещения, монастыри и паломнические приюты были заняты турецкими войсками. Оставшиеся в Святом Граде, но изгнанные из своих обителей монашествующие, паломники и члены Миссии терпели немало лишений [2]. Русский район в Иерусалиме под названием «Московия» превратился в турецкий военный лагерь. Были заняты все помещения, кроме Свято-Троицкого собора, который был заколочен.
В феврале 1917 года в России разразилась революция. Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Леонид Сенцов был отозван в Москву для участия в историческом Поместном Соборе Русской Православной Церкви. Его доклад о поддержке, перспективах и нуждах русского православного дела на Святой Земле был выслушан с большим вниманием на Поместном Соборе. Однако события, творящиеся в охваченной революционной смутой России, пошатнули здоровье архимандрита Леонида. Он заболел и скончался в Москве в 1918 году, так и не вернувшись в Иерусалим. Россия всё больше ввергалась в революционное безумие, а русская община, оставшаяся на Святой Земле, поддерживалась силами немногочисленной русской эмиграции.
Английские войска во главе с генералом Аленби входят в Иерусалим через Яффские ворота. 11 декабря 1917 г.
В 1917 году в Палестину победоносно вступили английские легионеры во главе с генералом Аленби, который 11 декабря торжественно вошел через Яффские ворота в Святой Град Иерусалим.
«Освобождение» Палестины началось с отвоевывания центрального и стратегического у турков места в Иерусалиме – Русских построек «Московии». Выкурив турков, англичане заняли их место на русских участках и там же разбили свой военный лагерь. По сути дела это был юридически незаконный захват русской земли, недвижимости и имущества британским правительством, которое ввело в практику принудительное использование русской собственности без санкций законодательных владельцев [1, С.4]. Впоследствии, назначив аренду, правительство Палестинского мандата за минимальную стоимость поддержало и расширило свои собственные правительственные учреждения на русских землях. Русские здания были сданы в наем для весьма различных целей: от таких, как размещение самого испанского консульства и суда Палестинского мандата до складов, больниц, тюрем и даже бараков и складов британской жандармерии.
Эта экспансивная политика англичан осуществлялась ввиду падения Российской Империи. Новая большевистская власть, едва успев разорить церковное имущество на территории России, уже в 1922 году потребовала от англичан возвращения русского имущества советскому правительству как законному правопреемнику и наследнику Российской Империи, Русской Православной Церкви и Императорского Православного Палестинского Общества. 18 мая 1923 года советский полпред в Лондоне Леонид Красин направил министру иностранных дел Великобритании маркизу Керзону ноту с требованием возвращения русской недвижимости и имущества на территории Ближнего Востока. «В меморандуме Красина и в последующих апелляциях, включая апелляции Константина Раковского, советского представителя в Англии, был предложен тот аргумент, что в декрете Совета Народных Комиссаров от января 1918 года касательно отделения церкви от государства особое место занимало положение о том, что никакие религиозные общества не могут владеть частной собственностью, и посему все такие бывшие собственности должны перейти в собственность народа, то есть во владение государства» [1, С.4].
Апелляции советского правительства вызвали в Великобритании длительные разбирательства, породившие, в свою очередь, серию ответов, которые оказались эффективными в подрыве советских притязаний на русские владения на весь период Палестинского Мандата. В своих начальных поисках ответа на советские притязания англичане обратились к положению Лиги Наций — «Мандату на Палестину», изданному Советом Лиги в июле 1922 года. Статья 13-я «Мандата» передавала «всю ответственность в связи со Святыми местами и религиозными зданиями или участками Палестины» британским властям — властям, которые стали управлять через Верховного комиссара Палестины и различные административные и правовые организации Палестинского мандата [1, С.4]. Таким образом, англичане отвергли претензии большевистского правительства, которое объявило своим всё русское имущество в Палестине. Имущество осталось под контролем британских властей, которые его использовали по своему усмотрению, несмотря на протесты эмигрантских последователей дореволюционных хозяев — Русской Православной Церкви и Палестинского Православного Общества, получавших от англичан годовую арендную плату. Этот доход от сдачи в аренду недвижимого имущества составлял более девяноста процентов от общего годового дохода, собираемого дореволюционными организациями [1, С. 6]. По факту бедствующие дореволюционные русские религиозные организации и местная русская община, не имевшие связи с родиной, оставались во многом зависимы от арендной платы, получаемой от британских властей.
В 40-е годы, когда СССР и Великобритания выступили союзниками по антигитлеровской коалиции, вновь возобновились ноты претензий со стороны советского правительства на владение русской недвижимостью в Палестине. Однако, несмотря на видимый союз и дружбу двух держав, англичане не хотели уступать русские постройки в Иерусалиме.
Награждение Патриарха Алексия орденом Трудового Красного знамени. Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н.М. Шверник, Патриарх Алексий и Председатель Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР Г.Г. Карпов. Фото: Журнал Московской Патриархии № 9 сентябрь 1946 г.
В 1945 году И .В. Сталин обозначил новую геополитику советского правительства на Ближнем Востоке, используя при этом как внешне дипломатические ведомства, так и церковные структуры. Генерал-майор КГБ Георгий Карпов стал первым председателем Совета по делам РПЦ при Совете народных комиссаров [3}. Не успев оправиться от колоссальных потерь, понесенных Советским Союзом во 2-й мировой войне, Сталин готовится к противостоянию с западным миром [4, C. 112]. Вбивание «клина» между Англией, США и арабскими государствами являлось приоритетным звеном в политике Сталина на Ближнем Востоке [5, С. 92-98]. Сразу после победы в мае 1945 года Сталин отправляет в Иерусалим вновь избранного Патриарха Алексия I (Симанского) с надеждой заполучить русское имущество, поддержку восточных патриархов и местного населения [2]..
В 1946 году поездку на Ближний Восток предпринял митрополит Григорий (Чуков). По этому поводу Карпов писал: «Митрополит Григорий вручил им (восточным патриархам — Прим. авт.) в качестве безвозмездной помощи от Русской православной церкви крупные суммы в валюте… » [2].
В ноябре 1947 года в Лиге Наций проходила ассамблея ООН. Решалась судьба будущего государства Израиль. Голос Сталина стал решающим в создании нового государства. СССР, имевший пять подвластных Сталину голосов в ООН – СССР, Белоруссия, Украина, Польша и Чехия, признал Израиль через два дня сразу де-юре и стал первой страной, установившей с Израилем дипломатические отношения. США это сделали только 1949 году [5].
«За несколько дней до ухода из Палестины британские власти передали контроль над частью российской собственности Русской духовной миссии, находившейся в подчинении Русской православной церкви за границей.
8 мая 1948 г. Славянский комитет в Палестине обратился к консульским представителям Чехословакии, Польши и Югославии с просьбой взять под защиту собственность Православного палестинского общества. Генеральный консул Чехословакии в Иерусалиме Я.Новак доложил об этом в тот же день в Прагу и получил 22 мая 1948 г. ответ о том, что МИД СССР согласен с тем, чтобы генеральный консул Чехословакии взял на себя совместно с генеральными консулами Югославии и Польши «временную защиту движимой и недвижимой собственности, архивов и документов, принадлежащих Российскому православному обществу, правление которого находится в СССР» [6, С. 129-131].
Несмотря на свое нежелание, английское мандатное правительство вынуждено было покинуть Палестину и вывести свои войска, что должно было ввергнуть территорию Палестины в анархию и развязать военные действия между еврейским и арабским населением. В связи с этим под угрозу попадало имущество иностранных держав на Святой Земле, находящееся под охраной и покровительством англичан. Поэтому перед своим уходом из Палестины британским правительством был подписан приказ о сохранении прав за владельцами русского имущества. Этот приказ должен был быть опубликован в официальной газете мандатного правительства.
Зарождавшиеся государственные структуры израильской власти не могли не отблагодарить за поддержку Сталина и его правительство. Книга израильского писателя Игаля Кимхи ярко описывает эпизод из жизни разведывательного отделения израильской армии «Агана», которая провела «спецоперацию» по передаче русского имущества на территории будущего государства Израиль советскому правительству..
Обычно газета печаталась в правительственной типографии, однако в связи с уходом правительства из Иерусалима официальная типографии была закрыта, и последние номера британской газеты печатались в частной типографии «Эзриэль» на улице Бен-Иегуда.
Мэр Иерусалима Д. Остер, начальник РДМ в Иерусалиме архим. Леонид (Лобачев) и генеральный опекун русского имущества Исаак Рабинович. 1949 г.
После того, как Игалю стало известно о решении мандатного правительства, он немедленно обратился к представителю государственного департамента ещё не существовавшего государства Израиль товарищу Исааку Рабиновичу. Игаль рассказал ему о предстоящем выпуске газеты и предложил предпринять оперативные действия, которые смогут помешать огласке британского приказа о русском имуществе. Он добавил, что если удастся осуществить задуманную операцию, то она станет великим вкладом в дело дружбы и сотрудничества, между зарождавшимся государством Израиль и великой Советской державой, от решения которой зависела судьба всего еврейского народа. На эту тему интересные воспоминания оставил советский посланник СССР в Израиле Павел Иванович Ершов:
«Принял приехавшего из Иерусалима уполномоченного по делам русского имущества на территории Израиля Рабиновича, который был назначен на эту должность Еврейским агентством примерно 20 мая 1948 г. Рабинович рассказал, что он занимается вопросом русского имущества в Палестине с начала текущего года и «делает все возможное для передачи его Советскому Союзу». Когда мандатные власти подписали в начале мая 1948 г. закон о передаче этого имущества администрациям Духовной миссии и Православного палестинского общества, он уничтожил при помощи отряда Пальмаха и при содействии рабочих и хозяина типографии все напечатанные экземпляры закона. Но около 30 экземпляров его было оставлено и находится в Еврейском агентстве. Рабинович обещал прислать один экземпляр в нашу миссию» [7, С. 367].
Получив разрешение, Игаль возглавил группу опытных разведчиков и приступил к выполнению секретной операции. Завербованный работник типографии, в которой лежали 700 уже напечатанных номеров британской газеты, перед уходом с работы оставил открытыми двери типографии. Ночью люди Игаля беспрепятственно проникли в типографию и погрузили газетные стопки на мотоцикл с коляской. Через несколько минут они уже находились в штабе разведки, который размещался по соседству с типографией. Там в течении нескольких часов был произведён тяжелый и кропотливый труд по извлечению из газеты листка с сообщением Британского правительства а также закрашивание заголовка на первой странице. К утру изменённые 700 газетных экземпляров как ни в чём не бывало лежали на своём месте в типографии.
Только спустя несколько дней британскими властями была обнаружена диверсия, но было уже поздно. К этому времени англичане уже покинули Палестину, а израильтяне, ведя военные действия сразу с несколькими арабскими государствами, стали строить инфраструктуру молодого государства Израиль. Для этого им нужны были земли, в том числе РДМ и ИППО в самом стратегическом месте – в центре Иерусалима на Русских постройках, где до этого размещались армия и министерство британских властей (часть этих зданий израильтяне приобрели позже — в 1964 году).
Приобретение этих построек для израильтян осложнялось сложными имущественными перипетиями с их законным владением и преемством. Посланник СССР Ершов обратился к Рабиновичу с требованием о «возврате» имущества. Уполномоченный по делам русского имущества на территории Израиля И.Л. Рабинович убеждал Ершова в том, что с самого начал делал всё возможное для передачи имущества Советскому Союзу, однако на самом деле Рабинович хотел заключить арендные контракты с еврейскими гражданскими, военными учреждениями, которые уже заняли русские здания, продолжая тем самым британскую имущественную политику в отношении русских построек.
В записи встречи с И. Рабиновичем П. И. Ершов отметил:
«На мой вопрос, кто может подписать такой контракт со стороны владельца имущества, Рабинович ответил, что — он, т.к. он является «уполномоченным или опекуном» этого имущества. Временная система опеки над русским имуществом, введенная еврейскими властями, построена по образцу английской, т.к. иначе бы имущество «осталось без присмотра», заявил Рабинович. Я сказал ему, что он не имеет права заключать ни долговременных, ни краткосрочных арендных договоров от имени Православного общества и Духовной миссии, а должен лишь обеспечивать продовольствием русских паломниц и монашек и собрать задолженность с арендаторов» [7, С. 368].
Мэр Иерусалима Д. Остер, начальник РДМ архим. Леонид (Лобачев), посланник СССР в Израиле П. И. Ершов, протоиерей Владимир Елховский. Иерусалим 1949 г.
Несмотря на требования советского правительства, большая часть русской недвижимости оставалась под покровительством опекуна Рабиновича. Однако 14 октября 1948 года Сталин подписал распоряжение Совета министров СССР дать согласие Московской Патриархии на выезд из СССР в государство Израиль для постоянной работы архимандрита отца Леонида (Лобачев Илия Христофорович) в качестве начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, а также отца Владимира Елховского в качестве священника Миссии. Вскоре после этого в Израиле открылось советское посольство. Вслед за ним советское правительство разрешило послать в Иерусалим Духовную Миссию Московской Патриархии и предъявило права собственности на русское имущество [8, С. 34].
После установления дипломатических отношений с СССР правительство вновь основанного государства Израиль передало советским представителям почти всё имущество, которое находилось в его пределах и которое было приобретено частными лицами, Миссией и ППО не только до, но и после большевистского переворота 1917 г.
То, что составляло потерю для Церкви, явилось значительным приобретением в 1964 году для Компартии СССР после того, как советское правительство продало почти все эти земельные участки, заключив с государством Израиль Соглашение 593 о продаже правительством Союза Советских Социалистических Республик имущества, принадлежащего СССР, правительству государства Израиль, известное как «апельсиновая сделка».
Литература
1. Баталден С. Судьба русского землевладения во время палестинского мандата. Палестинский сборник 32 (95). 1993 г.
2. Прот. Виктор Потапов. Русская Православная Церковь Заграницей и судьбы Русской Палестины: 1921-1948 гг. Доклад на II конференции «История Русской Православной Церкви в XX веке» с участием представителей Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. Москва, Синодальная библиотека Андреевского монастыря, 16 ноября 2002 г.
3. Поспеловский Д.. Как Сталин Церковь возрождал // Независимая газета. 12.07.2000.
4. Записка заместителя народного комиссара иностранных дел СССР С. И. Кавтарадзе народному комиссару иностранных дел СССР В. М. Молотову от 31 марта 1945 г. // Советско-израильские отношения. Сборник документов. Т. I. 1941-1953. Книга 1. Май 1949-1953. — М:. «Международные отношения». 2000. С. 112.
5. Медведев Ж. А. Сталин и еврейская проблема. Новый анализ. — М.: «Права человека», 2003.
6. Справка Ближневосточного отдела НКИД СССР. 20 октября 1945 г. // Советско-израильские отношения. Сборник документов. Т. I. 1941-1953. Книга 1. Май 1949-1953. — М.: «Международные отношения». 2000. С. 129-131.
7. Запись беседы посланника СССР в Израиле П. И. Ершова с уполномоченным по делам русского имущества в Израиле Рабиновичем. 13 сентября 1948 г. // Советско-израильские отношения. Сборник документов. Т. I. 1941-1953. Книга 1. Май 1949-1953. — М:. Международные отношения. 2000. С. 367-368.
8. Лисовой Н. Н. Россия в Святой Земле. Документы и материалы в 2 тт. Т. 1. — М.: Международные отношения. 2000.