Автор: протоиерей Виктор Потапов
Введение
На протяжении всей христианской истории России Святая Земля неизменно влекла к себе сердца верующих. На священной родине Господа Иисуса Христа русский народ через десятки тысяч своих паломников постигал понимание величайшей Голгофской жертвы и на своем опыте усваивал Христову любовь и милосердие, которые стали основой святорусского миропонимания.Отсюда также тяготение русских людей к Святой Земле, часто мечта всей жизни многих поколений — побывать в ней, повидать своими глазами колыбель человеческого спасения, поклониться местам, освященным стопами Божественного Страдальца, подышать воздухом того края земного шара, где Бог воочию являл себя людям [1]1 Бесценное свидетельство подвига русских паломников содержится в книге английского писателя Стивена … Continue reading.
Вот какими виделись русские паломники ливанскому писателю Михаилу Нуайме, который в конце 19-го столетия был слушателем назаретской семинарии, основанной для арабов Православным Палестинским обществом (ППО): «Мы видели, как толпы их шли пешком в Назарет — сотни и тысячи, юноши и старики, бородатые и безбородые, мужчины и женщины; в основном это были крестьяне. Нам было интересно разглядывать их странные костюмы и ветхую одежду. У каждого на плече или за спиной висел жестяной чайник, в руках длинные палки, на которые они опирались при ходьбе. Интересно было слушать, как они рассказывали о своих впечатлениях […]. Мне нравилась в этих паломниках крайняя наивность, отражавшаяся на их лицах, и богобоязненность, сквозившая во всех их движениях. Они были большими детьми. Тому, кто смотрит на них, трудно поверить, что страна, которая породила их, породила гениев, имена которых повторяют во всем мире. Но, может быть, она не породила бы этих гениев, если бы не породила этого народа.
Не знаю почему, продолжает писатель, — мое сердце сжималось всякий раз, когда я воображал себе этих паломников в их далекой стране, как они работают, терпят лишения, отказывая себе в еде, питье, одежде, чтобы годами копить деньги для посещения Святой Земли. Какое волшебство поднимало миллионы людей в различных городах — особенно бедняков, заставляло их покидать свою родину и подвергать себя различным тяготам путешествия, и все это не ради земной наживы, а для приобретения богатства небесного?»[2]2. Михаил Нуайме. Мои семьдесят лет. (Пер. с арабского С.М. Бациевой), Москва, 1980 г. с. 117-118.
Благочестивые русские православные христиане веками совершали паломничества в Святую Землю и действительно весьма часто подвергали себя всевозможным опасностям. Помимо непривычного ландшафта, русские «поклонники», как в старину называли себя русские паломники, терпели от фанатичного мусульманского населения оскорбления, а турецкие власти взимали с них и других иностранцев налоги. Им приходилось ночевать в сырых и грязных сараях, исповедоваться у священнослужителей, не знающих русского языка. До середины 19-го века не было в Палестине места, где бы возносилась постоянная молитва на русском языке, где бы присутствовал русский дух и где бы богомольцы почувствовали себя на далекой чужбине, как дома.
По настоятельной просьбе Российской Православной Церкви царское правительство открыло консульство для оказания помощи паломникам в портовом городе Яффе в 1820-м году, но по политическим соображениям избегало каких-либо действий, которые могли быть истолкованы как территориальные притязания на Ближнем Востоке.
В 1841-м году, опять-таки по настоянию Русской Православной Церкви, российскому послу в Константинополе было поручено вступить в переговоры с турками относительно возможности обеспечить передвижение паломников и предоставления Русской Православной Церкви права построить гостиницы для паломников. Объем церковной работы в Палестине продолжал расти, и поэтому в 1847-м году с согласия императора Николая Первого и постановлением Святейшего Синода была учреждена Русская Духовная Миссия в Иерусалиме (РДМ) [3]3 Члены Миссии прибыли в Иерусалим 17 февраля 1848 г. В ее состав входили архимандрит Порфирий (Успенский), … Continue reading.
На пожертвования верующих в России Миссия в течение последующих десяти лет приобретала земельные участки; имеющие библейское значение, строила храмы, монастыри, школы, странноприимные дома, а также покупала сельскохозяйственные участки.
РДМ, как и организованное впоследствии Православное Палестинское Общество (ППО), финансировались главным образом кружечными сборами в церквах; особенно доходным был тарелочный сбор, производимый раз в год в праздник Входа Господня в Иерусалим, т. е. в Вербное воскресенье. Начиная с 1866 года, отмечает А. А. Дмитриевский, «вербный сбор» сделался почти главным ресурсом деятельности ППО [4]4 К.Н. Юзбашян. Исторический сборник. № 6, 2000 г. С-Пб. С. 11. (На протяжении всей ее истории РПЦЗ свято хранит традицию «вербных сборов» на Святую Землю). Следует отметить, что и некоторые члены Царской Семьи в частном порядке, жертвовали на работу ППО.
На протяжение более чем 150 лет существования Миссии в ней трудились такие выдающиеся светильники Русской Церкви, как еп. Порфирий (Успенский), выдающийся византинист и востоковед, историк и археолог, книголюб и бессребреник; его помощник иеромонах Феофан (Говоров), в будущем великий богослов, причисленный к лику святых, как епископ Вышенский Затворник; доктор богословия епископ Кирилл (Наумов); энергичный архим. Леонид (Кавелин), питомец Оптиной пустыни, известный церковный историк и археограф, автор множества ученых публикаций.
Особняком в этой славной плеяде стоит архим. Антонин Капустин. Нельзя не согласиться с историком Николаем Лисовым, написавшим, «Имя архим. Антонина Капустина (1817-1894) входит в бесспорный золотой фонд русской истории XIX века. Именно ему, подвижнику-одиночке, не оцененному современниками и лишь теперь во всем своем скромном величии предстоящему перед потомками, мы обязаны в первую очередь тем уникальным историческим наследием, которое называется Русской Палестиной и является главным итогом полуторавековой работы России в Святой Земле»[5]5 Н.Н. Лисовой, Русское духовное присутствие в Святой Земле в XIX — XX в. на сайте РУССКОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ. Ru с. 8.
Свою весьма плодотворную деятельность о. Антонин вынужден был осуществлять в обстановке постоянных интриг и козней представителей российского МИДа в Палестине, а также со стороны греческого духовенства в Иерусалиме.
Достижения архимандрита Антонина произвели такое впечатление на Великого Князя Сергея Александровича во время посещения им Святой Земли, что по возвращении в Россию в 1881 году Великий Князь содействовал основанию ППО [6]6 Общество получило высочайшее утверждение в мае 1882 г. Через несколько лет в титуле появилось еще одно … Continue reading. Великий Князь стал первым председателем Общества. После его убийства в 1905 г. на посту председателя его сменила его вдова Великая Княгиня Елизавета Феодоровна[7]7 В марте 1917 г. она сложила с себя полномочия «в связи с произошедшими политическими изменениями». Олег … Continue reading.
Целью ППО было оказать содействие миссионерской работе РДМ в Иерусалиме среди арабов и собирать средства на приобретение земли и памятников культурного и религиозного значения. В 1889 году ППО взяло на себя заботу о паломниках из России и администрацию учебных заведений, основанных РДМ[8]8 § 1 устава ППО гласил: «Православное Палестинское общество учреждается с исключительно ученою и … Continue reading.
ППО явилось творением по существу одного человека Василия Николаевича Хитрово, человека исключительной энергии, энтузиаста дела, за которое он брался, всей душой полюбившего Святую Землю[9]9 «Мысль о создании общества возникла у В. Н. Хитрово в 1876 г., когда он в качестве паломника впервые посетил … Continue reading.
Здесь названы имена лишь нескольких выдающихся деятелей русской церковной миссии в Иерусалиме. Сколько еще было скромных, но беззаветно преданных своему святому делу тружеников, подвизавшихся на земной родине Господа не только в священном сане и монашеском чине, но и простых русских верующих людей!
Благодаря усилиям вышеупомянутых подвижников до октябрьского переворота Российская Православная Церковь владела большой собственностью в Святой Земле. К началу Первой мировой войны Духовная Миссия насчитывала 37 участков, 8 церквей и часовен, 2 женских монастыря, 5 больниц, 7 гостиниц для паломников. Так как одной из главных задач Миссии наряду с приемом русских паломников было школьное образование православных арабов, она содержала также около 100 школ (включая женскую гимназию в Бейт Джале и мужскую в Назарете)[10]10 GeorgSeide, Monasteries and Convents of the Russian Orthodox Church Abroad: An Historical Review, Munich, 1990, pp. 69-70. Среди наиболее видных владений Миссии … Continue reading.
Период перелома и испытаний
Первая мировая война весьма отрицательно отразилась на жизни Миссии. Турция примкнула к войне, выступив на стороне Германии против России. В декабре 1914 года турецкие власти в Палестине распорядились всему русскому мужскому населению покинуть Святую Землю и выехать в Александрию. Начальник Миссии архимандрит Леонид (Сенцов), весь состав Миссии и старшие сестры обителей были высланы из Палестины. Храмы были закрыты, а помещения Миссии, монастыри и паломнические приюты были заняты турецкими войсками. Оставшиеся в Святом Граде, но изгнанные из своих обителей, монашествующие, паломники и члены Миссии терпели немало лишений.В феврале 1917 года в России разразилась революция. Одновременно с этим, Русская Православная Церковь начала подготовку к Поместному Собору, который и открылся в Москве 28 августа, в день Успения Божией Матери. Представлять РДМ на Соборе прибыл из Александрии архимандрит Леонид, оставив исполнять должность начальника Миссии иеромонаха Мелетия.
Осенью 1918 года в Москве архимандрит Леонид скончался.
В 1919 году в Иерусалим из Египта возвратились члены Миссии и монашествующие. Из-за революции и гражданской войны связь с Россией полностью прекратилась, а из-за отсутствия дальнейшего российского финансирования Миссии заботу о ней взяли на себя временное русское церковное управление и отдельные эмигранты.
К тому времени произошли большие изменения на политической карте Ближнего Востока. Германия, а вместе с ней и Турция, потерпели поражение в войне; принадлежавшие Оттоманской Порте области были от нее отторгнуты, и некоторые из них были переданы державам-победительницам как мандатные территории[11]11 Мандат — это составная часть системы, созданной Лигой Наций, согласно которой народы, «которые еще не … Continue reading. Палестину получила Англия и, согласно 13-й статье Мандатного Декрета, покровительство над всеми святыми местами было передано Англии[12]12 Walter Zander, Israel and the Holy Places of Christendom, New York 1971, p. 62-63.
В 1920 году в Константинополе образовалось Высшее Церковное управление во главе с митрополитом Киевским и Галицким Антонием (Храповицким), и Русская Духовная Миссия ему подчинилась.
На втором заседании Высшего Церковного Управления в Константинополе 29 ноября 1920 года возник вопрос о необходимости принятия срочных мер для упорядочения дел РДМ в Иерусалиме. Ввиду кончины в 1918 году начальника Миссии архимандрита Леонида (Сенцова), Миссия осталась без главы и была обременена множеством долгов. Долги накопились вследствие покупки перед Первой мировой войной недвижимого имущества, которое приобреталось в надежде на приток богомольцев и пожертвований из России. Член Миссии Апостолиди Констанда из Иерусалима сообщил Высшему Церковному Управлению, что дела Миссии находятся в катастрофическом положении[13]13 Архиеп.Никон Рклицкий, Жизнеописание блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. Т. 5. … Continue reading..
Высшее Церковное Управление назначило временно исполняющим обязанности Начальника Миссии ее члена иеромонаха Мелетия и попросило Патриарха Иерусалимского о возведении его в сан игумена. Отцу Мелетию были даны руководящие указания об упорядочении дел. Однако вскоре, на основании письменных донесений игумена Мелетия, испанского консула, который представлял русские интересы в Иерусалиме, и других лиц, выяснилось, что положение крайне тяжелое и требуется принятие срочных мер для спасения Миссии.
Для выяснения создавшегося положения Миссии в том же 1920 году митрополит Антоний (Храповицкий) послал в Иерусалим архиепископа Белгородского Аполинария[14]14 Архиепископ Аполинарий (в миру Андрей Васильевич Кошевой) родился в Полтавской губернии, окончил … Continue reading.
Посланник митр. Антония был тепло встречен членами РДМ и ее временным начальником архим. Мелетием и сестрами двух женских обителей, Елеонской и Горненской. Несколько наладив внутреннюю жизнь этих двух монашеских общин, архиеп. Аполинарий, однако, не смог добиться улучшений в отношении земельных владений Миссии в Святой Земле и, спустя два года после своей командировки, покинул Палестину и вскоре стал епископом Зарубежной Церкви в США[15]15 В 1924 году, по просьбе митр. Платона (Рождественского) Архиерейский Синод РПЗЦ назначил архиеп. Аполинария … Continue reading.
13 апреля 1921 года Высшее Церковное Управление постановило: «Ввиду особо важного значения для дела Православия на Востоке Иерусалимской Миссии, высокой материальной ценности ее имущества, сложности настоящей политической и церковной обстановки в Палестине и необходимости авторитетного разрешения всех не терпящих отлагательства вопросов, связанных с ликвидацией дел, оставшихся невыясненными и неоконченными, вследствие неожиданной кончины прежнего Начальника Миссии архимандрита Леонида, и, принимая во внимание донесение нынешнего Заведующего Миссией о том, что он сам не в силах разрешить множество возникающих вопросов, а промедление в таковом разрешении может причинить ущерб русским церковным интересам, — Высшее Церковное Управление уполномачивает Высокопреосвященнейшего архиепископа Анастасия[16]16 Блаженнейший митрополит Анастасий — второй Первоиерарх РПЦЗ, в миру Александр Алексеевич Грибановский, … Continue reading отправиться в Палестину, принять там от имени Высшего Церковного Управления все необходимые меры для упорядочения церковных, гражданских, имущественных и всяких других дел Миссии, могущих возникнуть на месте и во всех вопросах церковных, канонических, юридических и всяких иных действиях в качестве полномочного Представителя Высшего Церковного Управления»[17]17 Архиеп,Никон (Рклицкий), «Жизнеописание блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого». Т. 5. … Continue reading.
Архиепископу Анастасию не только удалось достичь соглашения с английскими властями о сохранении имущества Миссии, сдав миссийские здания в арендное пользование для нужд английских учреждений, но и способствовать умиротворению смуты в Иерусалимской Церкви, возглавляемой патриархом Дамианом, личным другом митрополита Антония и почитателем России. В ту пору греческие архиереи в Святой Земле восстали против своего предстоятеля[18]18 В начале XX века, православные арабы начали кампанию за участие арабов в управлении дел Патриархии, каковое … Continue reading. Патриарх Дамиан, воспользовавшись приездом в Палестину архиеп. Анастасия, с его участием, рукоположил ряд новых архиереев, после чего и взбунтовавшиеся иерархи вернулись под власть своего патриарха, и в Иерусалимской Церкви был восстановлен мир[19]19 Архиеп. Никон (Рклицкий), «Жизнеописание блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого». Т. 5. … Continue reading. Между прочим, одним из хиротонисанных при участии архиеп. Анастасия архиереев был будущий патриарх Иерусалимский Тимофей, который до конца дней своих сохранил благодарную память о митр. Анастасии[20]20 Н. Тальберг. «Святая Русь на Святой Земле», «Православная Русь» № 14, 1958, с. 6.
В 1921-м году сформулировалась Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ), юридическим основанием бытия которой послужил указ Святейшего Патриарха Тихона, Священного Синода и Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви от 20 ноября 1920[21]21 «…В случае если Высшее Церковное Управление во главе со Святейшим Патриархом почему-либо прекратит свою … Continue reading. РПЦЗ объединила в себе те части Русской Православной Церкви, которые, в силу военной и политической ситуации, оказались в то время за пределами досягаемости советской власти.
Представители РДМ в Иерусалиме и ППО признали РПЦЗ правопреемницей Русской Церкви за пределами России, а Собор ее епископов — высшим церковным авторитетом.
Британская администрация в Палестине признала законный статус заграничной Церкви, а Палестинское Общество — самостоятельной общественной организацией.
Митрополит Антоний (Храповицкий)
Митрополит Антоний (Храповицкий)[22]22 Родился 17 марта 1863 г. Сын помещика Новгородской губернии. Окончил Петербургскую Духовную Академию и в том … Continue reading основатель и первый Предстоятель РПЦЗ, с большой любовью относился к Православному Востоку и придавал особое значение тесному единению с ним. В течение всей жизни в эмиграции митр. Антоний поддерживал дружеское письменное общение с Восточными Патриархами и даже оказывал на некоторых из них существенное влияние. Как отмечает архиеп. Никон (Рклицкий), «…Владыка Антоний своими посланиями предостерегал Восточные Церкви от признания созданной большевиками ‘Живой Церкви’ и главным образом под его влиянием некоторые Восточные Церкви не приняли нового стиля и других антиканонических реформ, которые были предложены Константинопольской Патриархией…»[23]23 Архиеп. Никон (Рклщкий). Жизнеописание блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. Т. 10. … Continue reading.
17 апреля 1924 года, митр. Антоний сам предпринял поездку в Святую Землю, предварительно проведя на Афоне страстную седмицу и Пасху[24]24 Примечательно, что, недовольная выступлениями митр. Антония против так называемых церковных «реформ», … Continue reading. 23 июня он прибыл в Иерусалим. Свои впечатления о пребывании в Палестине митр. Антоний описал в ряде писем. Приведу краткие выдержки из двух, в которых описывается состояние Духовной Миссии в Иерусалиме, так как они дают довольно красочную картину состояния Миссии того периода. «…Почти все огромные и многочисленные корпуса подворья равно и помещения его бывшего начальника, заняты английскими правительственными учреждениями, а квартирная плата за них составляет единственную доходную статью русской миссии, состоящей ныне из 10-12 лиц в священном сане и монашеском чине. Вся паства нашей миссии состоит из двух женских монастырей… и еще 300 старых женщин, задержанных в Палестине войной 1914 года, а затем революцией. Эти старушки, а равно и монахини обеих обителей, содержатся более на средства нашей миссии, чем на собственные труды, хотя и трудятся очень усердно, но трудятся на камне среди чужих людей, иноверцев, боящихся переплатить лишнюю копейку в пользу бедной поденщицы или продавщице своих ручных изделий»[25]25 Архиепископ Никон (Рклицкий). Жизнеописание блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. … Continue reading.
Из другого письма: «Богослужение в часовне Св. Гроба начинается в полночь православной утреней и непосредственно следующей за ней литургией; затем служатся литургия армянская, католическая и т. д. Но еще за пять часов до утрени, т. е. в семь часов вечера, ротонда, посреди которой стоит часовня, наполняется русскими женщинами, остающимися здесь до конца литургии, т.е. до трех часов полуночи. Они то, после целодневных трудов, всю ночь посвящают молитве: беспрерывно поют и читают каноны и акафисты, а затем утреню и литургию. Эти женщины поклонницы живут в великом подвиге и в великой нужде; это своего рода обитель неусыпающих»[26]26 Там же, стр. 47.
Своим архипастырским визитом в Святую Земле митр. Антоний внес духовно ободряющую струю в души 400 членов Миссии насельников монастырей.
Ознакомившись с настроением представителей английского мандатного правительства в Палестине и возможностями материального улучшения положения Миссии, митр. Антоний возвратился в Сербию и вскоре во второй раз направил архиеп. Анастасия в Святую Землю, чтобы укрепить положение РДМ в Иерусалиме.
Много такта и дипломатического искусства требовалось от руководителей Миссии и Палестинского общества, чтобы сохранить русское богатство в Палестине. В очерке «Русские в Палестине» писатель Антонин Петрович Ладинский отдает должное умению управления русскими владениями в Иерусалиме священнослужителей РПЦЗ, и, прежде всего, митрополита Анастасия: «…отношение английских властей к русским духовным организациям в высшей степени благожелательное. Не малую роль в этом отношении сыграли такт, моральный авторитет и выдержка руководителей русской миссии…
…Митрополит (Анастасий — В.П.) в совершенстве владеет английским языком, много читает, следит за литературой и с заезжим писателем пожелал говорить на литературные темы. На столе у него лежит последняя книга Мортона о Св. Земле. Среди представителей английских властей авторитет его стоит на большой высоте. На всех официальных приемах, когда верховный комиссар принимает представителей различных культов, митрополит на полноправном основании представляет русскую религиозную общину»[27]27 Путешествия в Святую Землю, Москва, 1994, с. 234-237.
В 1925-м году была закончена постройка величественного трехпрестольного храма Свв. Праотцев у Мамврийского Дуба в Хевроне. Постройка была начата в 1906-м году, но была прервана из-за Первой мировой войны. Патриарх Иерусалимский Дамиан долго откладывал освящение этого храма, надеясь на скорое возрождение России и на то, что на торжество в Хеврон прибудет русский император. Все же архиепископу Анастасию удалось в 1925 году убедить Предстоятеля Иерусалимской Церкви совершить освящение храма[28]28 В письме митр. Антонию архиеп. Анастасий писал: «Событие, которого Вы ожидали с таким же волнением, как и мы, … Continue reading.
Вот отрывок из воспоминаний об этом времени архиепископа Антония (Синькевича), который 17 лет служил Начальником Миссии, работая бок о бок с митр. Анастасием:
«…В 1926 г. английское правительство установило закон об управлении русскими имуществами в Палестине, суть которого сводилась к тому, что, ввиду неясности имущественных прав Миссии, на которую неоднократно посягало советское правительство, англичане, в лице иерусалимского губернатора, взяли на себя управление денежными и имущественными делами Миссии. Понимая, что в будущем им придется дать отчет в этом управлении, они действовали таким образом, чтобы не возбуждать против себя неудовольствия, и почти ничего не делали без согласия Миссии. Такая опека имела ряд плюсов и некоторые минусы. Положительная сторона заключалась в том, что англичане приложили все усилия, чтобы вывести Миссию из ее критического материального состояния. […] Англичане уже обсуждали вопрос продажи некоторых имуществ Миссии, кроме лишь записанных на имя русского правительства, как было указано Верховному Комиссару Палестины из министерства колоний. Однако, ввиду своего желания поступить в делах управления имуществами Миссии с согласия последней, они посчитались с решительными и энергичными действиями архиепископа Анастасия, который стучался во все двери, используя свои обширные связи в Европе и считал необходимым сохранить все имущества; последние были таким образом спасены и сохранены полностью до 1948 г»[29]29 Цит. По статье Н. Тальберга «Святая Русь на Святой Земле», «Православная Русь» № 13,1958, с. 14.
В 1934 г. британским мандатским правительством РДМ был передан в собственность участок земли величиной в 10 тысяч квадратных метров на правом берегу Иордана вблизи места крещения Господа[30]30 А.В. Псарев, «Владение Русской Зарубежной Церковью дореволюционным церковным имуществом: исторический и … Continue reading. Из этого следует, что, несмотря на ограниченные материальные возможности, РДМ РПЦЗ не только сохранила дореволюционное достояние Русской Церкви в Святой Земле, но умножила его.
В 1935 г. архиепископ Анастасий приступил к исполнению обязанностей Председателя Архиерейского Синода РПЦЗ и был возведен Архиерейским Собором в сан митрополита. В 1936 г., по кончине митр. Антония, он был избран Предстоятелем РПЦЗ, с сохранением им и впредь должности наблюдающего за делами Духовной Миссии в Иерусалиме. Владыка Анастасий, пока это было возможно, приезжал ненадолго, в Палестину.
Руководители Миссии не могли не знать, что большевики попытаются наложить руку на русское ближневосточное наследие. 18 мая 1923 года нарком внешней торговли и полномочный представитель РСФСР в Лондоне Л. Б. Красин послал министру иностранных дел Великобритании маркизу Керзону ноту, в которой говорится: «Российское правительство заявляет, что все земли, гостиницы, больницы, школы и другие здания, как и вообще все другое движимое или недвижимое имущество Палестинского общества в Иерусалиме, Назарете, Кайфе, Бейруте и в других местах Палестины и Сирии, или вообще где бы оно ни находилось, составляет собственность Российского Государства. Российское правительство одновременно подтверждает свои аналогичные права на имущество бывшей Русской духовной миссии, которое находилось в ведении бывшего Святейшего Синода и которое, в силу этого и согласно декрету от 23 января 1918 г. об отделении Церкви от Государства, перешло в собственность Российского Государства. Наконец, Российское правительство констатирует то же самое в отношении движимого и недвижимого имущества бывшего Министерства иностранных дел в Палестине и Сирии (здания консульств и т. д.)»[31]31 Н. Лисовой, Русское духовное присутствие в Святой Земле в XIX — XX в. на сайте РУССКОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ. Ru с. 11 -12.
К счастью, нота Л.Б. Красина, как и последующие (в 1925 г.) переговоры полпреда Раковского в Лондоне, не возымели действия. В противном случае почти все богатства в русской Палестине были бы навсегда потеряны для Русской Православной Церкви[32]32 «…В 1935 г. НКИД CCQP направил полпреду СССР в Италии Б.Е. Штейну «доверенность» Палестинского общества и … Continue reading.
Бывший Начальник Миссии в Иерусалиме Архиепископ Антоний в своих воспоминаниях отмечает, что одна из положительных сторон сотрудничества Миссии с английским мандатным правительством в Палестине заключалась в его защите от притязаний СССР[33]33 Н. Тальберг, «Святая Русь на Святой Земле», «Православная Русь» № 13, 1958, с. 14.
При митр. Анастасии в Елеонской обители была завершена и освящена, начатая еще во время войны 1914 г., трапезная церковь во имя св. Филарета Милостивого и произведен генеральный ремонт часовни во имя св. Иоанна Предтечи, сооруженной на месте Обретения Его Главы, и, несколько позже, большого храма Вознесения Господня, который сильно пострадал от землетрясения в 1927 г.
В 1920-х и начале 1930-х гг. другой женский монастырь РПЦЗ — Гефсиманский и Вифанский монастырь Воскресения Христова представлял собою единую большую общину, основание которой было бы невозможно без участия двух англичанок — матушки Марии (Барбара-Стелла Робинсон) и сестры Марфы (Алиса Спротт). Обе они обратились в Православие и приняли монашеский постриг в 1933 г. во время посещения Палестины по пути в Индию. В 1934 г. они получили благословение на основание в Вифании общины во имя Воскресения Христова. Через год Митрополит Анастасий, тогдашний Первоиерарх нашей Церкви, назначил матушку Марию настоятельницей.
Желая следовать своему призванию и помогать бедным, новая настоятельница стала строить в Вифании школу и интернат для арабских девочек. Школа поддерживала высокие стандарты образования. И поныне она остается единственной православной школой для девочек в Св. Земле[34]34 Georg Seide. Monasteries & Convents of the Russian Orthodox Church Abroad.^ An Historical Review. Munich, 1990. pp. 77-78. Описание Вифанской школы этого … Continue reading.
В 1938 г. матушка Мария передала управление школой сестре Марфе, а сама основала общежитие в Гефсиманском саду, владении РДМ с 1881 г., на котором в 1886 г. была построена в московском стиле церковь святой равноапостольной Марии Магдалины[35]35 Семикупольный храм с колокольней, был воздвигнут в память матери Государя Императора Александра III Царицы … Continue reading. В храме покоятся честные мощи святых Новопреподобномучениц Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары. Великая Княгиня практически до конца своей земной жизни оказывала покровительство храму и возникшей вокруг него церковной общине. После ее мученической кончины в Алапаевске в 1918 г. и занятия этого городка частями Белой Армии, мощи Великой Княгини Елизаветы Феодоровны и ее келейницы инокини Варвары были вывезены в Китай, а затем в Палестину, где в 1921 г. и упокоились в соответствии с волей Великой Княгини[36]36 Погребение тел новомучениц совершил Патриарх Дамиан в сослужении многочисленного духовенства. Их гробы … Continue reading.
В 1924 году начальником Миссии был архимандрит Иероним (Чернов)[37]37 В миру Иван Иванович Чернов, сын надворного советника Владимирской Губернии, родился в 1878 г. По окончании … Continue reading. Прослужив в этом качестве всего лишь год, он затем перешел в состав священнослужителей РДМ. В 1935 г. он был приглашен архиепископом Виталием (Максименко) в США, где стал епископом Детройтской епархии РПЦЗ. Его сменил Архимандрит Киприан (Керн), который пробыл в Иерусалиме до 1931 года, откуда ушел в юрисдикцию митрополита Евлогия, посвятив себя богословским наукам в Свято-Сергиевском Богословском Институте в Париже. В бытность начальником Миссии в Иерусалиме о. Киприан тщательно изучил наследие архим. Антонина Капустина и впоследствии написал монографию, посвященную знаменитому предшественнику[38]38 Очерк архим. Киприана (Керна) вышел в свет в Белграде в 1934 году и переиздан в Москве в 1997-м.

Определением Архиерейского Синода от 2 февраля 1933 года следующим Начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме стал архимандрит Антоний (Синькевич).
Насельница Елеонского монастыря монахиня Таисия[39]39 Монахиня Таисия (Карцева Татьяна Георгиевна, в схиме Антония) (1901 -1997 (по другим данным, 1994). Эмигрировала во … Continue reading пишет, что новый Начальник безукоризненно вел дела Миссии, в том числе финансовые, а в годы войны добился от английских мандатных властей материального улучшения Миссии и ее обителей[40]40 «Сестры, прежде, при нормальном положении страны, получавшие ежемесячно на свое содержание по 50 пиастров … Continue reading.
Среди прочего, архимандрит Антоний, совместно с игумениями монастырей, участвовал в создании особого комитета медицинской помощи. Комитет возглавлялся представителями Англиканской и Шотландской церквей, и состоял из начальника Миссии, настоятельниц монастырей, представительницы мандатного правительства, взявшей под свою опеку моральную и материальную стороны жизни малоимущего населения Палестины[41]41 Там же, с. 7.
В начале Второй мировой войны состав монастырей Миссии пополнился проживавшими в Иерусалиме русскими паломницами, оставшимися в Иерусалиме с начала войны 1914 г.
Троицкий собор Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Между 1941 и 1946 гг. Matson Photo Service, photographer. G. Eric and Edith Matson Photograph Collection. Библиотека Конгресса США
Мать Таисия пишет, что в годы Второй мировой войны отношения английских властей и Иерусалимского Патриарха к Русской Духовной Миссии оставались доброжелательными.
Однако мирная полоса в жизни Миссии РПЦЗ в Иерусалиме вскоре сменилась периодом новых трудностей и разочарований.